Правописание чередующихся гласных в корне слова. Чередование в корне е и и

Материал расскрывает основные задачи темы
Предметные

  1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.
  2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.
  3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Метапредметные
  1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия
  2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.
  3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.
Личностные
  1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
  2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
  3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.

Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)
- Здравствуйте, дети!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Мы продолжаем с вами изучать такой раздел как морфология. Что же такое морфология? Правильно морфология изучает слово как часть речи, а какие части речи мы с вами уже изучили? Что такое существительное, прилагательное, глагол? (нас окружают части речи)
- Какую часть речи мы изучаем? (Глагол)
- Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже прошли в разделе «Глагол». Вы будете отвечать на мои вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в оценочный лист.
Я утверждаю, что... (Слайд 2)
1. Глагол - это часть речи, обозначающая действие предмета.
2. Слово «удивление» - это глагол.
3. В слове «не(?)годовать» не пишется отдельно.
4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.
6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.
7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.
10. Глагол «положить» несовершенного вида.
11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Самооценка (Слайд 4)

Нет ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3»

Внесите оценку в оценочный лист

III. Постановка учебной задачи
Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. Но прежде чем определить тему урока, нам необходимо вспомнить одно правило, которое нам поможет в определении темы.
- Для того чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами слайд, на котором даны слова. Вамнеобходимо распределить их по столбикам. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.

Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,
разбери, запереть, напирать, растирать.

Проверим. (Слайд 5)
- Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)
- Какие это слова? (Однокоренные)
- Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)
- Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.) (Слайд 6)
- Записываем тему урока.

ІІІ. Новый материал
- Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е // И.

подбирать - разбери
растирать - стереть
блистать - заблестеть
напирать - запереть

Определите вид глаголов.
- Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
- Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные
- Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких - буква И? От чего зависит выбор Е // И в корнях?
- Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).
- Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

БИР - БЕР

подбирать - разбери

напирать - запереть

задирать - дерёт

растирать - стереть

замирать - замереть

БЛИСТ - БЛЕСТ

блистать - заблестеть

СТИЛ - СТЕЛ

расстилать - подстелить

разжигать - зажечь

заним ать

начин ать

IV. Закрепление изученного

1) Выборочный диктант (Слайд 8)
Задание: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е // и.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) С кем поведешься, от того и наберешься.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.
8) Не задирай нос высоко - споткнешься.
9) Сердце замирает от восторга.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

2) Динамическая пауза (Слайд 9)
- Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.
Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло .

3) Задание на развитие быстроты реакции и мышления (Слайд 10)
Соедините половинки слов, вставьте пропущенную букву, объясните правописание е // и.

Ответ; 1-8; 2-1; 3-6; 4-7; 5-10; 6-3; 7-2; 8-9; 9-4; 10-5.
(выжигал; заблистал; постелить; замер; заблестело; изберу; растирать; соберёшь; растереть; запер)

4) Творческий диктант
Задание : заменить словосочетания глаголами, обо-значить гласную в корне с чередованием.
Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (заме-реть), убегать от погони (удирать).
5) Распределительный диктант
- Ребята, я буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка .
Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться,
предложить, командовать, росли, вытирать.

6) Компетентностно-ориентированное задание (слайд 11)
- Представьте, что ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:

- Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
- Возможные варианты.
1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7. После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

Давайте проверим.

V. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились
- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е // и.

VІ. Самостоятельная работа (слайд 12)
- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень - это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.
Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е // и.

Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

_________________________________________________________________

Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е // и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е // и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

_________________________________________________________________

VІІ. Домашнее задание : п.113; составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр. 653 (слайд 13)

В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет.

Обратите внимание!

1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .

2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.

Ка мпания - 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания ); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания ).
Ко мпания - 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания ).

3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интелле кт. интелли гент,
аккомпане мент. аккомпани ровать,
лиде р. лиди ровать,
трене р. трени ровать,
абоне мент. абони ровать,
дезинфе кция. дезинфи цировать.

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А /О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. Прига рь, изга рь, выга рки.
Клан-/клон- Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение.
Твар-/твор- Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. Утва рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. Зо ревать, зо рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. Пло вец, пло вчиха;
плы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. а) Ро стов, Ро стислав, ро сток, ро стовщик, выро сток ро стовщический ).
б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. Поло г .

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- (мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник.

Корни с чередующимися гласными И /Е

Корень «жег» встречается только в формах глагола «выжечь», у которого в прош. вр. на месте безударного гласного в корне пишется "-е-".

Много времени мы посвятили изучению правописания безударных гласных в корне. Мы знаем о гласных, которые нужно проверять ударением, знаем, что написание многих слов следует запоминать. А что делать, когда в одном и том же корне могут быть разные гласные? На данном уроке учащиеся узнают о корнях, в которых происходит чередование гласных е-и , узнают о правописании этих корней

Учебное наблюдение

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер - тир, бер - бир, мер - мир . В одном случае написана буква е , в другом - буква и . То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием . Чередование - это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. В данных корнях чередуются е-и , поэтому у нас не получится подобрать проверочное слово, поскольку под ударением в этих корнях может встретиться е , а может - и .

Следует запомнить

В корнях с чередованием е-и пишется и , если после корня идёт суффикс -а -.

Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе для написания е-и в корне, мы будем обращать внимание на суффикс а ? Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1). Эти корни следует запомнить:

(Запомнить: соче тание, соче тать!)

Рис. 1. Буквы е-и в корнях с чередованием ().

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Перепишите сочетания слов, вставляя пропущенные буквы. Распределите словосочетания на две группы, в зависимости от гласной, которую вы вставили.

Соб..рают ягоды, всё зам..рло, звёзды забл..стали, зам..реть от восторга, небо забл..стело, разж..гать костёр, расст..лается туман, оп..раться на перила, зап..реть на ключ, ст..реть ошибку, пост..лить ковёр, прот..реть окно, выж..гать рисунок отч..тать за проступок.

Задание № 2

Выпишите слова с пропусками в соответствующие колонки таблицы. К словам, которые выпишете во вторую колонку, подберите проверочные, в словах, которые выпишете в третью колонку, выделите суффикс -а- , если такой в слове есть.

В народе с..нтябрь называют задумчивым. Увядшие травы покрываются бл..стящими паутинками. Природа зам..рает перед большими переменами. Хорошим «метеорологом» можно сч..тать бурундука. Он запасает корм, как только почувствует прибл..жение осени. А сначала он проводит «ревизию» своих старых припасов, оч..щает земные кладовые, выст..лает их сухими листьями. Работает бурундук целый месяц и соб..рает до восьми килограммов к..дровых орешков, гр..бов, с..мян.

  1. Интернет-портал Bopre.ru ().
  2. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru ().
Корни Правило Примеры
Бир-/бер-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.
Заби ра ть - забе ру.
Жиг-/жег- Выжи га ть - выже гший.
Стил-/стел- Засти ла ть - посте лить.
Блист-/блест- Бли ста ть - бле стеть.
Мир-/мер- Уми ра ть - уме реть.
Тир-/тер- Сти ра ть - сте реть.
Дир-/дер- Разди ра ть - разде рёт.
Пир-/пер- Запи ра ть - запе реть.
Чит-/чет-

Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило.

2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Пи р, пи ровать.

Чередование A(Я) /им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) /им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им (ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а /я . Пожим а ть - пожа ть, нажим а ть - нажа ть, размин а ть - размя ть, поним а ть - поня ть, начин а ть - нача ть, помин а ть - памя ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери . 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство ), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ .
2. После гласной и , например: диета, реквием, кариес . 2. После гласных (кроме и ) в соответствии с произношением пишется э , например: силуэт, поэзия, дуэт .
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия . 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика ) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить ).

Много времени мы посвятили изучению правописания безударных гласных в корне. Мы знаем о гласных, которые нужно проверять ударением, знаем, что написание многих слов следует запоминать. А что делать, когда в одном и том же корне могут быть разные гласные? На данном уроке учащиеся узнают о корнях, в которых происходит чередование гласных е-и , узнают о правописании этих корней

Учебное наблюдение

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер - тир, бер - бир, мер - мир . В одном случае написана буква е , в другом - буква и . То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием . Чередование - это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. В данных корнях чередуются е-и , поэтому у нас не получится подобрать проверочное слово, поскольку под ударением в этих корнях может встретиться е , а может - и .

Следует запомнить

В корнях с чередованием е-и пишется и , если после корня идёт суффикс -а -.

Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе для написания е-и в корне, мы будем обращать внимание на суффикс а ? Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1). Эти корни следует запомнить:

(Запомнить: соче тание, соче тать!)

Рис. 1. Буквы е-и в корнях с чередованием ().

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Перепишите сочетания слов, вставляя пропущенные буквы. Распределите словосочетания на две группы, в зависимости от гласной, которую вы вставили.

Соб..рают ягоды, всё зам..рло, звёзды забл..стали, зам..реть от восторга, небо забл..стело, разж..гать костёр, расст..лается туман, оп..раться на перила, зап..реть на ключ, ст..реть ошибку, пост..лить ковёр, прот..реть окно, выж..гать рисунок отч..тать за проступок.

Задание № 2

Выпишите слова с пропусками в соответствующие колонки таблицы. К словам, которые выпишете во вторую колонку, подберите проверочные, в словах, которые выпишете в третью колонку, выделите суффикс -а- , если такой в слове есть.

В народе с..нтябрь называют задумчивым. Увядшие травы покрываются бл..стящими паутинками. Природа зам..рает перед большими переменами. Хорошим «метеорологом» можно сч..тать бурундука. Он запасает корм, как только почувствует прибл..жение осени. А сначала он проводит «ревизию» своих старых припасов, оч..щает земные кладовые, выст..лает их сухими листьями. Работает бурундук целый месяц и соб..рает до восьми килограммов к..дровых орешков, гр..бов, с..мян.

  1. Интернет-портал Bopre.ru ().
  2. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru ().

Каждый тест данного рездела включает 15 заданий.

Для перехода к следующему тесту необходимо кликнуть по ссылке.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку .

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква я : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 432 с. - (Справочники русского языка).

§ 36. :

§ 36. В ряде корней глаголов имеется безударный беглый гласный, который передается на письме (после мягких согласных и шипящих) буквой и и (в части этих корней) буквой е . Буква и пишется (обычно в глаголах несовершенного вида), если сразу после корня стоит под ударением гласный а ; в остальных случаях (при отсутствии ударного а после корня) на месте беглого гласного пишется буква е .

Ниже в перечне глаголов для каждого корня сначала приводятся глаголы с беглым гласным, передаваемым буквой и , затем - формы и слова с буквой е (если такие формы и слова имеются), наконец - формы и слова, где беглый гласный корня отсутствует.

Перечень (по алфавиту корней, приставочные глаголы приводятся выборочно):

1. би р/бе р выби рать, заби рать, разби рать, поби раться бе ру, бе ри, выбе ри, забе ру брать, выбрать, забрать
2. взи мать - возьму
3. ви р/вр переви рать, зави раться - врать, переврать, завраться, вру, перевру, заврётся
4. ди р/де р/др зади рать, разди рать, приди раться, уди рать де ру, де ри, заде ру, разде ру, уде ру драть, разодрать, придраться, удрать
5. жи г/же г/жг выжи гать, прожи гать, обжи гать, отжи гать, разжи гать выже г (прош. время), выже чь жгу, выжгу, прожгу
6. XXX ожи дать, пережи дать, поджи дать - ждать, переждать, подождать, жду, пережду, подожду
7. XXX зажи мать, прижи мать - жму, сожму, прижму
8. XXX нажи нать, пожи нать - жну, нажну, пожну
9. XXX пожи рать, обжи раться - жрать, пожрать, обожраться, жру, пожру, обожрётся
10. XXX запи наться - запнуться, запнусь
11. XXX взи рать, надзи рать, ози раться, прези рать созе рцать зреть (‘смотреть, видеть’, устар.), прозреть, узреть, зрю, прозрю, узрю, зрение, презрение
12. XXX подми нать, сми нать, разми нать - мну, подомну, сомну, разомну
13. XXX зами рать, поми рать, уми рать заме реть, поме реть, уме реть, заме р, уме р, заме рший мрут, замру, помру, умру; пинать - пнуть, пну
14. XXX запи рать, отпи рать, упи раться запе реть, запе р, взапе рти, отпе реть, упе реться, пе рила запру, отопру, упрётся
15. XXX поми нать, вспоми нать, запоми нать, припоми нать - помнить, вспомнить, запомнить, вспомню, запомню
16. XXX попи рать - попрать, попрут
17. XXX препи раться - прения, распря
18. XXX прости рать (протягивать (руки); распространять), прости раться просте реть, просте реться простру, прострётся (устарелые формы)
19. XXX распи нать - распну
20. XXX созидать - создать
21. XXX высти лать, засти лать, рассти лать сте лить, высте лить, засте лить, посте лить, рассте лить стлать, выстлать, застлать, постлать, разостлать
22. XXX нати рать, расти рать, зати рать те реть, нате реть, расте реть, зате реть тру, натру, разотру, трение
23. XXX начи нать, зачи нать - начну, зачну
24. XXX вычи тать, счи тать (вести счет), пересчи тать, просчи тать, рассчи тать выче т, выче сть, выче л - вычту, сочту (сосчитаю), начту, перечту (пересчитаю) вычту, сочту (сосчитаю), начту, перечту (пересчитаю)
25. XXX почи тать (относиться с почтением), предпочи тать поче сть чтить, почтить, чту, почту, предпочту, почтенный, почтение, почтительный, предпочтение
26. XXX чи тать, прочитать, перечитать - прочту, перечту, чтение, чтец .

Примечание 1. Пишется буква е в словах сочетать, сочетание , которые не являются однокоренными ни с одной из приведенных групп слов с корнем -чит- .

Примечание 2. Так же, с буквой и в корне, пишутся отглагольные производные слова, в которых сохраняется после корня с беглым гласным ударный гласный а , напр.: ожидание, умирание, воспоминание, созидание, растирание, вычитание, избиратель, пожиратель, надзиратель, зачинатель, почитатель, выжигальщик, зажигалка, зажигательный, завиральный, поминальный .

Примечание 3. Буква и в корне пишется в глаголах вычитать и высчитать с ударной приставкой вы- , где гласный, передаваемый буквой а , оказывается безударным. Буква и пишется также в существительных, производных от глаголов на -а́ ть , где ударный а не сохраняется: о́ бжиг, о́ тжиг, ро́ зжиг, вы́ жимка, вы́ дирка, побиру́ шка, затиру́ ха. В слове неразбериха (ср. не разберёшь ) пишется буква е .

Примечание 4. Не следует проверять гласную в корнях глаголов на -ать с беглым и - задирать, обжигать, выжимать, обжираться, умирать, упираться, простираться, расстилать, натирать, пересчитать, предпочитать, прочитать и т. п., а также производных от них существительных типа обжиг, выжимка словами тех же корней с ударным е или о (на письме - е , ё или о ) - такими, как напр.: обжечь, умерший, расстелет, постель, перечесть ‘пересчитать’, предпочесть, прочесть, гвоздодёр, обжёг (глагол), ожог (сущ.), жом, обжора, мёрли, упёрлась, простёрлась, натёр, тёрка, пересчёт, просчёт, почёт, предпочёл, прочёл, перечёл (перечитал), начётчик.

Примечание 5. В словах, однокоренных с поминать, вспоминать, помнить - в глаголах помяну́ ть, вспомяну́ ть, упомяну́ ть, пишется в безударном положении буква вы́ жи га

о́ бжи г
о́ бжи говый
ро́ зжи г
дер-/дир- вы́ ди рка
стел-/стил- вы́ сти лка
стер-/стир- пости ру́ шка
зати ру́ ха
вти ру́ ша
прости рну́ ть
чет-/чит- вы́ чи тка
вы́ чи тчик