Методы исследования, используемые при написании дипломной работы. Методика написания и защиты научных работ Опрос и анкетирование

Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно из списка рекомендованных тем, составленного на кафедре. Название темы дипломной работы согласовывается с научным руководителем. Закрепление за студентом темы работы осуществляется по его личному заявлению (см. приложение Б) и представлению кафедры, и оформляется приказом ректора университета.

Тематика дипломной работы может быть продолжением разработки курсовых работ, обобщением материалов, полученных во время производственных практик и, как правило, связана с местом будущей профессиональной деятельности выпускников.

Выбор темы научной работы имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что студент, правильно выбравший тему, уже наполовину обеспечил успешное выполнение научной работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем их решение. По существу именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выявить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему будет несложно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

4.2. Изучение литературы, отбор фактического материала

Важной составляющей подготовки научной работы является знакомство с опубликованной по данной теме литературой и анализ имеющегося фактического материала. Необходимо целеустремленно искать литературные и фактические источники по выбранной теме и глубоко осмысливать тот материал, который содержится в публикациях специалистов, т.к. основные вопросы изучаемой темы всегда заложены в более ранних исследованиях. Для полноценного исследования необходима научная преемственность, то есть студент, работая над исследованием, обязан пользоваться опытом, уже накопленным наукой по данной проблеме, в данной сфере знаний. Необходимо обратить внимание на дискуссионные и неразрешенные аспекты темы, на противоречия, имеющиеся во взглядах разных авторов, несогласованность различных нормативных и инструктивных материалов, рекомендаций практиков, ученых по тому либо иному вопросу.

Обзор источников по теме работы включает такие их виды: теоретические, научно-прикладные и научно-публицистические литературные источники, в том числе, периодические издания; законодательно-нормативные акты, которые регулируют функционирование предмета и объекта исследования; организационные документы, которые действуют на объекте исследования (устав, положение и др.); учебно-методические сборники.

Обзор – высшая форма обобщения информации. Он систематизирует содержание многих документов по основным направлениям их использования. При этом должна даваться аргументированная оценка использованных сведений. Общая методика составления обзора: выяснение состояния вопроса, ознакомление с темой и определение ее границ, составление предварительного плана обзора; отбор наиболее ценного минимума из имеющегося в наличии материала; анализ собранных источников, их оценка и сопоставление; группировка сведений, их обобщение; выводы и рекомендации на основе данного обзора.

В обзоре нужно полно и систематизировано показать предмет в состоянии исследования. Сведения, которые содержатся в нем, помогут объективно оценить научно-прикладную значимость исследуемой проблемы, правильно избрать средства для достижения цели, поставленной в работе.

Работу над обзором стоит начинать с информационного поиска, список источников, которые рекомендуются, студент может составить самостоятельно или при помощи руководителя работы. Изучая материал темы, студент может зафиксировать основные положения, выписать цитаты, которые заинтересовали его, со ссылкой на источники. Отобранные данные студент сгруппировывает по разделам каждого из направлений работы. По каждому из вопросов излагаются мысли различных авторов, дается их сравнительный анализ, выясняются возможные противоречия, формулируются обобщающие заключения из обзора.

При написании научной работы важно использовать статистические материалы. Один из наиболее доступных источников информации по статистике различных отраслей экономики Украины – статистические ежегодники, которые издаются на уровне государства, областей и крупных городов. Будут полезны также специальные словари и энциклопедии, в которых даны краткие обозначения понятий и терминов.

Для ознакомления с современными публикациями отечественных и зарубежных авторов, связанных с тематикой работы, целесообразно также воспользоваться базами данных компьютерной сети Internet.

Необходимо помнить, что минимальное требуемое количество литературных источников для дипломной работы не меньше 30.

Научная работа является важной сферой деятельности социолога. В зависимости от конкретной цели и задачи ученый может осуществлять научный поиск на основе имеющихся знаний, которые еще не получили проверки или искать то, что еще пока не известно, но может быть спрогнозировано.

Научная деятельность предполагает овладение основными терминами, понятиями и категориями, такими как анализ, аспект, верификация, генезис, гипотеза, дефиниция, доказательство, закон, закономерность, идея, истина, классификация, концепция, метод, методика, методология, научная теория, научное исследование, научный факт, парадигма, принцип, проблема, синтез, система, теория, фактор.

Социология объединяет несколько групп научных категорий. Первая группа включает базовые категории теоретической социологии (общество, социальные отношения, социальные структура, социальная мобильность и т.п.). Вторая группа включает дефиниции общества, находящегося на той или иной стадии развития (традиционное, индустриальное, общество модерна, общество постмодерна и т.п.). Третья группа интегрирует понятия, связанные со специальными социологическими теориями и отдельными отраслями социологического знания (социология образования, социология организации и т.п.). Четвертую группу категорий составляют те, которые раскрывают суть социологического исследования (объект, предмет, цель, задачи, техника, процедура, генеральная и выборочная совокупность, социальные показатели и индикаторы и т.п.).

Социология является многопарадигмальной наукой, что затрудняет возможность однозначно оценивать все общественные явления с точки зрения единой методологии. Но, тем не менее, социологическое познание в отличие от обыденного основано на научном методы, что подразумевает: наличие специальных методов исследования, точности получаемых данных, воспроизводимость полученных результатов не только сами исследователем, но и другими людьми, воспользовавшимися той же методикой в сходных условиях и некоторую новизну полученных результатов.

В социологии используют три основных принципа реализации научного подхода. Первый – принцип эмпиризма – предполагает обязательное использование эмпирических процедур. Второй – принцип объяснения или теоретического обоснования полученных опытных данных – позволяет раскрыть причины, лежащие в основе, вывести закономерности и вкобчить их в систему знания. Третий принцип – объективности – подразумевает независимость исследователя от идеологических воздействий.

Наиболее распространены в науке формальный, содержательный, качественный, количественный, сущностный и деятельностный подходы.

Формальный подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления, которые рассматриваются вне связи со всем процессом или явлением в целом.

Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретного происхождения и развития какого-либо объекта или явления. Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, исследователи собирают конкретные исторические факты.

Качественный подход позволяет выявить совокупность признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, или процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность как к самому себе, так и классу однотипных с ним явлений и процессов.

Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в числах и величинах. В предметах, явлениях и процессах выделяются общие свойства, независимо от природы их однородности/разнородности.

Сущностный подход выявляет внутренние, глубинные стороны каких-либо предметов и явлений.

Все вышеуказанные подходы являются взаимосвязанными, но независимыми друг от друга. Каждое конкретное исследование может включать их комбинации.

Исследовательский подход может рассматриваться и как базовый принцип, основное положение. Наиболее часто в социологии используются системный, комплексный и деятельностный подходы.

Системный подход позволяет рассмотреть объект в целостности, выявить многообразие типов его внутренних связей. Реализация системного анализа предполагает изучение его в разных аспектах. На практике часто применяется системно-компонентный аспект, в рамках которого выявляются элементы или компоненты системы, ее подсистемы и анализируется их функциональное назначение. При использовании системно-структурного аспекта предполагается рассмотрение системы через компонентные взаимосвязи, отношения между элементами, а также между элементами и системой в целом. Одновременно оба аспекта используются только во время реорганизации системы, но самостоятельное применение эффективно в условиях относительной стабильности исследуемого объекта и окружающей среды.

Комплексный подход основан на идее многогранности каждого изучаемого явления, что обуславливает применимость знаний всех дисциплин, участвующих в изучении объекта, направленных на достижение единой цели – получить всесторонне знание о нем.

Деятельностный подход апеллирует к социальной деятельности людей, которая, с одной стороны, осуществляется по независимым от людей законам и закономерностям, с другой – сами люди ее реализуют сообразно своему социальному положению, знаниям и способностям. Согласно деятельностному подходу, сфера деятельности, социальные последствия деятельности характеризуют социальную жизнь представителей разных социальных слоев и конкретной личности. На основе этого подхода социологи, изучая различные виды деятельности социальных групп и индивидов, разрабатывают систему социальных показателей (качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике) и социальных индикаторов (характеризующих состояния и процессы функционирования и развития социальных объектов), с помощью которых можно анализировать тенденции и предлагать перспективы развития современного общества.

В основе исследовательских подходов лежат разные теории и парадигмы. Научная парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических принципов, принятая в данной науке в качестве образца постановки и решения исследовательских задач, модель познавательной деятельности, в соответствии с которой организуются и проводятся научные исследования. Категория «парадигма» шире понятия теории. Теория представляет собой комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование какого-либо явления. Парадигма может объединять несколько теорий и развивать их на новом уровне обобщения.

Становление социологической науки начиналось с мифологического, механистического и статистического осмысления общественных явлений.

Современноесоциологическое мышление опирается на парадигмы, имеющие системный, диалектический и диатропический характер. К числу основных системных парадигм следует отнести функционализм, структурализм, структурный функционализм и институционализм, между которыми много схожего, обусловленного их нацеленностью на анализ социальных систем. Диалектическое видение социальной проблематики четче всего прослеживается в парадигмах, сформировавшихся в рамках марксистской парадигмы, неомарксистской парадигмы, критической социологии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др. представители так называемой франкфуртской школы). Диатропическое осмысление социальной жизни проявляется в разнообразных интерпретативных парадигмах, к которым относят понимающую социологию, символический интеракционизм, феноменологию и этнометодологию.

Современные социологи пытались создать теоретико-методологические конструкции, которые имеют объединительный характер и синтезированное содержание, пригодные для исследования любого социального явления и процесса как на микро- так и на макро-уровне. Например, «общую теорию социального действия» Т. Парсонса, «интегральную социологию» П.А. Сорокина, учения П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Монсона, П. Штомпки, В.А. Ядова, Г.В. Осипова и В.Г. Немировского. Но, как замечают ученые, все теории, претендующие ныне на роль объединительно-универсальных парадигм, кардинально противоречат друг другу и отвергают друг друга в большей мере, чем несинтезированные парадигмы системного, диалектического и диатропического характера. Поэтому их появление не привело к монопарадигмальности социологии. Однако, разделяемой всеми социологами (или хотя бы большинством) парадигмы до сих пор нет и, надо полагать, еще долго не будет. Ни одна из ныне действующих социологических парадигм не дает всеобъемлющего знания социальной реальности, но вносит свой вклад в ее понимание. В связи с этим важно заметить, что выбор исследовательской парадигмы осуществляется не произвольно, не по прихоти социологов. Оно предопределяется прежде всего замыслом исследования, его темой, целью и задачами.

Итак, современная социология полипарадигмальна, предполагает возможность и необходимость использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов. Это обстоятельство имеет как позитивные, так и негативные следствия.

Позитивные следствия выражены в том, что полипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней.

Негативные следствия выражаются в осложнении сопоставления полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основаны на разных парадигмах.

Научное знание обычно разделяют на теоретическое (система логически взаимосвязанных понятий и принципов анализа изучаемых процессов) и эмпирическое (призванное проверять исходные теоретические положения на основе конкретных данных, полученных опытным путем). Различие в основных уровнях научного знания заключается в способах воспроизведения объективной реальности, в подходах и методах построения системного знания.

Метод – сознательный и последовательно применяемый способ достижения цели. Научные методы подразделяются на общие и специальные. Общие используются на протяжении исследовательского процесса самыми разными науками и обычно могут быть объединены в большие группы: методы теоретического исследования; методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне и методы эмпирического исследования.

В теоретическом исследовании применяют метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации и формализации и аксиоматический метод.

Самый важный из вышеперечисленных – метод восхождения от абстрактного к конкретному, согласно которому процесс познания разбивается на два самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений и превращается в совокупность абстракций. На втором этапе мысль движется напротив от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, который воспроизводится в мышлении во всей многогранности.

Идеализация – мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности и абстрагирование от воздействия на идеальные объекты внешних сил, что позволяет упростить сложные системы и применять математические методы исследования.

Формализация – метод изучения разнообразных объектов путем отображения их в специальной символике.

Аксиоматический метод использует аксиомы, предположения без доказательств. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом на основании логических правил данной теории.

Специальные методы в каждой науке свои и определяются характером предмета и конкретного обследуемого объекта. Социологический метод как собирательное понятие характеризует основные онтологические и методологические установки социолога во время проведения социологического исследования. К социологическим метода относятся: микро- и макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос.

В теоретической социологии применяются генетический, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-исторический методы.

Генетический метод основан на анализе происхождения социальных явлений и процессов, анализирует их происхождение и развитие, устанавливает начальные условия, этапы и тенденции развития объекта исследования.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение о фактах. Его применяют для создания теоретической модели изучаемого социального объекта, истинность которого устанавливается в процессе социологических исследований и социальной практики.

Сравнительно-исторический метод выделяет общее и специфическое в социальных явлениях при сравнении одного и того же явления на разных ступенях исторического развития или двух разных сосуществующих явлений. Этот метод может реализоваться путем сравнения-сопоставления, посредством которых выявляется природа разнородных объектов; историко-типологического сравнения с помощью которого объясняется сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями их генезиса и развития; сравнение, при котором фиксируются элементы взаимовлияния различных явлений.

Общенаучные методы, используемые как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании включают абстрагирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование и т.п.

Анализ – расчленение целого на составные элементы для изучения их в отдельности. Он помогает выяснить различные связи между фактами, что придает исследованию логическую цельность и завершенность.

Синтез – соединение полученных при анализе частей в целое, что может предварять анализ или следовать за ним.

Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Моделирование – исследование объектов познания на моделях реально существующих предметов для улучшения характеристик последних и прогнозирования.

Социологическое исследование – это способ получения знаний о современном мире, основанный на строгом сборе фактов и их социологическом объяснении. В социологическом исследовании выделяются следующие виды: теоретические/эмпирические/методологические, фундаментальные/прикладные, описательные/анамнестические/ прогностические, полевые/лабораторные, экспериментальные/ сравнительные; лонгитюдные/панельные/повторные, биографические/поколенные/когортные. К современным методам социологического исследования относят изучение отдельного случая, монографическое обследование, массовое статистическое наблюдение.

Для изучения социолог, прежде всего, ищет проблему, заслуживающую внимания. Научная проблема должна более или менее точно отображать проблемную социальную ситуацию. Цель социологического исследования предназначена для поиска ответа на вопрос: на получение какой информации и какого конкретного результата ориентируется данное исследование. Достижение цели должны соответствовать задачи исследования: теоретические, методологические и прикладные. Цель и задачи обязательно формулируются в выпускной квалификационной работе бакалавра. Как правило, социологическое исследование представляет гипотезу – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере их связей, механизме их функционирования и развития. Гипотеза также указывается в выпускной квалификационной работе бакалавра. В результате исследования гипотеза либо отвергается, либо подтверждается и тогда становится положениями теории.

В эмпирическом исследовании социологи широко используют количественные (опрос: интервьюирование и консультирование) и качественные методы (анализ данных, контент-анализ, наблюдение, эксперимент).

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

Подготовительная работа начинается с выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра (примерная тематика выпускных квалификационных работ бакалавра приведена в Приложении 7) Тематика выпускных квалификационных работ ежегодно разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается и утверждается на ее заседании. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра должна соотноситься с проблематикой научной школы «Социология знания», концептуально развивающейся на факультете. В тематику выпускных квалификационных работ бакалавра включаются наиболее актуальные, наименее разработанные, имеющие прикладное значение темы. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра определяется общественными запросами, запросами производственных организаций и задачами экспериментальной деятельности, решаемыми преподавателями ВШССН. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает результаты научно-исследовательской деятельности кафедр, факультета и сторонних научно-производственных и/или научно-исследовательских организаций.

После ознакомления примерной тематикой выпускной квалификационной работ, предлагаемой кафедрой студентом самостоятельно осуществляется выбор темы в соответствии с его научными интересами и возможностями привлечения для написания работы практического материала, в т. ч. полученного в ходе производственной практики. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает самостоятельные исследовательские материалы автора, собранные или полученные при прохождении производственной практики и выполнении курсовых работ.

Результаты выпускной квалификационной работы бакалавра рекомендуются к использованию и/или могут быть внедрены в современное производство. Не допускается написание выпускной квалификационной работы на одну и ту же тему студентами на одной базе практики. Студенты, которые начали работу над определенной темой на первых курсах и продемонстрировали результаты в курсовых работах, докладах и выступлениях на студенческих научных конференциях, имеют преимущества при закреплении данной темы выпускной квалификационной работы.

Закрепление темы выпускной квалификационной работы производится на основании заявления студента на имя директора ВШССН (см. Приложение 2). Одновременно с заявлением темы выпускной квалификационной работы студент пишет заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра (см. Приложение 3).

Студент выполняет выпускную квалификационную работу под руководством научного руководителя из числа преподающих в Высшей школе современных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (ВШССН МГУ), имеющего ученую степень кандидата или доктора наук и рекомендованных учебно-методической комиссией ВШССН МГУ (УМК ВШССН МГУ) преподавателей. Для решения практических задач могут привлекаться соруководители-практики для решения производственных задач на конкретном предприятии. На рассмотрение учебно-методической комиссией ВШССН МГУ выносится заявление студента об утверждении темы выпускной квалификационной работы бакалавра (с указанием ее перевода на английский язык) (см. Приложение 2), а также краткая аннотация, подписанные предполагаемым научным руководителем. Изменение темы выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется по заявлению студента, подписанного научным руководителем, и после соответствующего обсуждения и утверждения учебно-методической комиссией ВШССН МГУ. После 10 февраля четвертого года обучения смена темы выпускной квалификационной работы бакалавра не допускается.

Студент несет ответственность за качество и своевременную сдачу выпускной квалификационной работы. Сроки представления этапов подготовки выпускной квалификационной работы содержатся в Приложении 1.

Промежуточная аттестация студента по подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется в три этапа: 1) не позднее 10 февраля 4 года обучения на основании предоставления в научно-методический отдел первой главы/раздела выпускной квалификационной работы бакалавра; 2) не позднее 30 марта 4 года обучения студента на основании представления студентом в научно-методический отдел ВШССН отчета о ходе ее выполнения с подписью научного руководителя; 3) не позднее 25 мая 4 года обучения студент проходит предварительную защиту в присутствии заведующего и членов кафедры выпускной квалификационной работы бакалавра, по результатам которой принимается заключении о допуске/не допуске выпускной квалификационной работы бакалавра для представления к защите.

Отчет о ходе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра должен содержать: краткое введение в проблематику работы. В том числе обоснование актуальности выбранной темы, формулировку изучаемой проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач выпускной квалификационной работы бакалавра, объяснение планируемого вклада студента в разработку изучаемой темы; краткое описание источников информации, как для теоретической, так и для практической части, а также методологию анализа данных; характеристику практической части работы, данные об апробации работы на различных круглых столах, конференциях и т.п. В том числе необходимо ясно указать, какой объем запланированной работы уже проделан на момент составления отчета, к каким результатам это привело, и какую работу еще предстоит сделать с тем, чтобы достичь цели выпускной квалификационной работы бакалавра; прогноз практической значимости работы; краткое изложение структуры выпускной квалификационной работы бакалавра. Объем отчета не должен составлять более 3 страниц. Описание практической части выпускной квалификационной работы бакалавра должно составлять не менее половины объема отчета.

Написание выпускной квалификационной работы начинается с подбора литературы по исследуемой проблеме. Для поиска литературы необходимо пользоваться библиографическими справочниками, компьютерными каталогами библиотек, информационно-поисковыми системами Интернета. Параллельно с подбором теоретических источников необходимо собирать материалы эмпирических исследований, проводимых учеными по данной проблематике.

План выпускной квалификационной работы составляется на основе изученных литературных источников. В названиях работы отражаются ключевые вопросы темы, в названиях параграфов – более конкретные вопросы. Каждая глава и параграф должны иметь свое название и нумерацию. Названия глав не должны дублировать название темы, а названия параграфов – название глав. Формулировки должны четко и ясно отражать суть рассматриваемой проблемы. По мере написания выпускной квалификационной работы названия ее составных частей уточняются, но не изменяются принципиально. На завершающей стадии написания работы на основе плана оформляется Содержание выпускной квалификационной работы (см. Приложение 5). Список литературы и план выпускной квалификационной работы согласовываются с научным руководителем и утверждаются им.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке:

· титульный лист по форме Приложения 4;

· заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра по форме Приложения 3

(только для двух подписанных именем студента экземпляров работы);

· аннотации выпускной квалификационной работы бакалавра на двух языках (русском и английском) объемом не более 150 слов каждая;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения (при необходимости)

Введение (1,5-2 стр.) содержит:

· обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра и ее актуальность;

· формулировку цели и задач исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· краткий обзор литературы по теме, позволяющий определить положение работы в общей структуре публикаций по данной теме;

· характеристику методологического аппарата исследования;

· формулировку основных вопросов и гипотез исследования;

· обоснование теоретической и практической значимости результатов исследования;

· сведения об апробации представленного исследования;

· краткую характеристику структуры работы.

Основная часть работы состоит из двух Глав (четырех параграфах) или в трех Разделах. Объем одного параграфа может составлять от 10 до 17 страниц. Объем одного Раздела может составлять до 25 страниц. Главы/разделы и параграфы должны быть сопоставимы по объему. Структурирование выпускной квалификационной работы на Главы целесообразно в том случае, если она имеет преимущественно фундаментальную направленность. В первом параграфе делается теоретическая разработка Теоретического объекта исследования, во втором параграфе - Предмета исследования, раскрываются механизмы воздействия состояния Предмета исследования на состояние Объекта исследования, в третьем параграфе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в четвертом параграфе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Структурирование выпускной квалификационной работы на Разделы целесообразно в тех случаях, когда материал сложно разделить на четыре параграфа и выпускная квалификационная работа имеет преимущественно прикладную направленность. В первом Разделе делается теоретическая разработка Теоретического объекта и Предмета исследования, во втором Разделе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в третьем Разделе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Тем самым, методическая и эмпирическая часть разрабатывается более полно и детально. При т еоретической разработке Объекта и Предмета исследования дается обоснование теоретического подхода к анализу исследуемого явления, определение используемого понятийного аппарата, посредством которого описываются исследуемые явления, их содержательные характеристики, выделяется система переменных, на основе которых строится концептуальная модель исследования, Даная модель выступает конечным результатом теоретической разработки Объекта и Предмета исследования. При этом дается аргументированное изложение выбора тех или иных подходов, собственной точки зрения на теоретическое описание исследуемых явлений, использование тех или иных понятий. Текст выпускной квалификационной работы строится в рассуждающем, логически-доказательном стиле. Необходимо избегать обзорного стиля изложения и включать в содержание теоретической части исследования анализ только тех теорий,- которые в той или иной степени необходимы для построения концептуальной модели исследования. Умение полно и глубоко провести теоретическую разработку Объекта и Предмета исследования является важнейшим критерием оценки уровня выпускной квалификационной работы, ее соответствия квалификационным требованиям и условием получения высокой положительной оценки.

В методической части выпускной квалификационной работы, исходя из выделенных переменных исследования, необходимо обосновать построение системы социальных и социально-психологических показателей эмпирического исследования, позволяющих оценить состояние исследуемых явлений, дать анализ достоинств и недостатков методов сбора первичных данных применительно к проблеме исследования и обосновать выбор метода измерения, который будет использоваться для оценки выделенных показателей. В случае необходимости, в методической части следует дать содержательную характеристику инструмента измерения с описанием его составных частей (блоков индикаторов) и их роли в оценке состояния эмпирического объекта исследования.

В эмпирической части выпускной квалификационной работы основное внимание следует уделить обобщению полученных первичных данных, выявлению взаимосвязей между показателями. На этой основе необходимо выделить наблюдаемые тенденций в стоянии объекта и предмета исследования и характер взаимообусловленности их стояний. Полученные эмпирические данные являются лишь средством установления взаимосвязей и приводятся только в качестве подтверждения обоснованности сделанных обобщений. При этом необходимо дать содержательный анализ первичных данных с описанием характера распределения значений индикаторов исследования, способов построения на их основе показателей и распределения их значений. При анализе нет необходимости приводить все значения индикаторов и показателей, а давать только значения, в определяющей степени характеризующие состояние исследуемого явления.

В конце каждого из Параграфов, Глав или Разделов выпускной квалификационной работы обязательно делаются Выводы, которые представляет собой совокупность всех основных содержательных результатов (промежуточных выводов), полученных в рамках данного параграфа или Раздела. При этом Выводы обязательно включают в себя те положения выпускной квалификационной работы, которые, по мнению автора, составляют её новизну. Выводы следуют сразу же за текстом Параграфа или Раздела.

Выводы по каждой Главе представляют собой сводные результаты, полученные по каждому Параграфу, которые будут использоваться в последующих Параграфах и Главах выпускной квалификационной работы.

Заключение отражает обобщенные результаты проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами исследования, а также раскрывает значимость полученных результатов. При этом оно не может подменяться механическим повторением выводов по отдельным главам. Заключение не должно составлять более 2 страниц.

Список литературы оформляется в соответствии с Приложением 6.

В приложения включаются материалы, имеющие дополнительное справочное или документально подтверждающее значение, но не являющиеся необходимыми для понимания содержания выпускной квалификационной работы бакалавра, например, копии документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, статистические данные. Приложения не должны составлять более 1/3 общего объема выпускной квалификационной работы бакалавра.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА.

К защите принимаются только сброшюрованные работы, выполненные с помощью компьютерного набора. Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы бакалавра – от 60 до 75 страниц печатного текста без титульного листа, оглавления, списка литературы, приложений.

Текст выпускной квалификационной работы бакалавра должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа формата A4 (270 x297 мм) с соблюдением следующих характеристик:

· шрифт Times New Roman;

· размер 14;

· интервал –1,5;

· верхнее и нижнее поля –20 мм, левое –30 мм, правое –10 мм;

· заголовки разделов печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 14. После заголовка раздела оставляется одна пустая строчка;

· заголовки второго и третьего уровня (параграф и пункт) печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 16 и 14 соответственно.

Логически законченные элементы текста, объединённые единой мыслью, должны выделяться в отдельные абзацы. Первая строка абзаца должна иметь отступ. Сдвиг вправо первой строки абзаца должен быть одинаковым для всего текста дипломной работы бакалавра и равняться 1,5.

Все страницы выпускной квалификационной работы бакалавра должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту, включая приложения. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется.

Главы, параграфы, пункты (кроме введения, заключения и списка использованной литературы) нумеруются арабскими цифрами (например, глава 1, параграф 1.1, пункт 1.1.1).При этом слова: «параграф» и «пункт» не пишутся перед номером, следом за номером идет название соответствующего подраздела.

Заголовки разделов всех уровней, слова Введение, Заключение, Список

литературы, Приложения пишутся без кавычек, без точки в конце и выравниваются по левому краю страницы. Слово Оглавление выравнивается посередине страницы. Перенос слов в заголовках не допускается.

Каждая глава, оглавление, введение, заключение, список литературы, каждое приложение начинаются с новой страницы.

Графики, схемы, диаграммы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №, например: Рисунок 1. Название рисунка.

При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками.

Таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица, без знака №. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Если таблицы, схемы, графики и т. д. приводимые в работе по своему объему не превышают 1\2 страницы, то их надо проводить непосредственно по тексту работы. Если они превышают указанный объем - выносить отдельно в приложения к работе. Приводимые таблицы должны иметь название и обозначение единиц (% или иные). При анализе практического материала, название таблицы должно содержать наименование организации, материал которой исследуется и временной период исследования.

Пример правильно оформленной таблицы по тексту выпускной квалификационной работы:

Таблица 1

Коэффициенты раскрытых преступлений в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14 – 17 лет и преступлений несовершеннолетних в Москве и Московской области за 2010 г.

Продолжение Таблицы 1

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов. В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные. Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).

По хронологии:

  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

Обобщение бывает:

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Методика работы над научной статьей»

Введение

Научная статья - один из основных видов научной работы, Научная статья - письменный и опубликованный отчет, описывающий результаты оригинального исследования и удовлетворяющий определенным критериям. Она содержит изложение промежуточных или конечных результатов научного исследования, освещает конкретный отдельный вопрос по теме исследования. Главная цель научной статьи - сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.

Научная статья должна отвечать следующим принципам:

название статьи отражает основную идею ее содержания;

статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами;

библиография, графики и другой иллюстративный материал, цитирование и т.п. оформляются по правилам ГОСТ или будущего издательства.

статья научный написание методический

1. Формулирование темы, замысла и названия научной статьи

Тема научной статьи - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Работа над формулированием темы научной статьи начинается с формированием в сознании автора четкого представления об уровне разработки предполагаемой темы в науке. В ходе этого этапа автор знакомится с основной научной литературой, которая касается выбранной темы (монографии, статьи, выступления на научных конференциях). Поиску этой литературы помогут систематический и алфавитный сборники, разнообразные библиографические указатели, а также Интернет.

Литературу целесообразно каталогизировать путем фиксации на отдельных карточках, в тетрадях или в электронной базе данных всех выходных данных о научном труде - фамилия и инициалы автора, название, место (электронный адрес) и год издания, название издательства, количестве страниц, краткое содержание или цитаты.

Усиливает достоверность полученных результатов комбинированное использование источников разных типов, но очень важно, чтобы эти источники точно отвечали поставленным заданиям и соответствовали теме научной статьи.

Фактический материал удобнее всего систематизировать в электронных файлах с обязательным указанием источника (название произведения, журнала, газеты, словаря и страницы и т.п.). Результаты проведенных экспериментов могут подаваться в графике, таблицах или формулах.

Основные критерии выбора темы:

желательно, чтобы тема представляла интерес для студента не только на данный момент, но и на перспективу;

выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и студента и преподавателя (научного руководителя). В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;

тема может быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должна быть доступной информация.

Выбрав тему и сформировав замысел научной статьи, далее следует перейти к формулированию ее названия. Правильно выбрать название статьи - наполовину обеспечить ее прочтение и цитирование в будущем. Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно быть информативным и отражать содержание статьи, а также быть привлекательным, броским. Это особенно важно сейчас -- в связи с огромным потоком информации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной.

Название статьи это комбинация из наименьшего количества слов, которая адекватно описывает ее содержание. Название или Заголовок единственная часть статьи, относительно которой можно сказать, что она будет обязательно прочитана. Очевидно, что название будет прочитано наибольшим количеством читателей, а точнее сказать всеми теми, кто будет просматривать содержание данного номера журнала, а также теми, кто натолкнутся на статью при поиске информации в Интернете. Возможно, тысячи людей просмотрят название статьи и лишь единицы прочитают всю статью целиком. Функция названия - привлечь как можно больше заинтересованных читателей к прочтению самой статьи. Для того чтобы привлечь внимание именно тех, кому статья может быть интересна, название должно как можно более точно и полно соответствовать содержанию статьи. Именно поэтому подбирать слова для названия надо с величайшей тщательностью, особенно обращая внимание на их информационную наполненность, значимость и сочетаемость. Если название не будет передавать содержание статьи должным образом, то возможно статья никогда не будет прочитана теми специалистами, для которых она была предназначена.

Название статьи не должно быть слишком длинным или слишком коротким и должно содержать не менее 3 и не более 15 слов (не считая предлогов). Иногда заголовки статей получаются слишком длинными из-за присутствия в них «мусорных» слов, т.е. слов, которые не несут практически никакой информационной нагрузки. Очень часто такие слова находятся прямо в начале названия.

Обычно название статьи представляет собой ярлык, а не полное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и т.д. Немногие журналы разрешают использовать в качестве заголовка статьи полные предложения.

Если у Вас есть желание использовать в качестве названия полное предложение, то прежде чем потратить много времени на его формулировку посмотрите, встречаются ли в выбранном Вами журнале, хотя бы единичные статьи с таким названиями.

Хотя сама статья начинается с названия, оно, чаще всего, окончательно формулируется уже после того, как статья написана, и не так уж редко редактируется еще раз после замечаний рецензентов и редакторов. Однако, практика показывает, что прежде чем приступить к написанию статьи, следует придумать ей «рабочее» название.

Таким образом, основные черты хорошего названия научной статьи следующие: состоит не менее чем из 3 и не более 15 слов; специфично содержанию статьи; не содержит мусорных слов.

2. Композиция научной статьи

Рукопись статьи, как правило, должна содержать полное название работы, фамилию и инициалы автора, аннотацию на двух языках (русском, английском), вступление (введение), основную часть (методику исследования, полученные результаты и их объяснение), выводы (заключение) и список литературы (литературу). Возможен перечень условных сокращений. Сегодня большинство научных издательств также требует указывать в начале статьи ее ключевые слова на русском и английском языках.

Статья имеет простую структуру, ее текст, как правило, не разделяется на разделы и подразделы. Условно в тексте можно выделить такие структурные элементы.

1. Аннотация. Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о ее содержании . Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление о хорошей статье.

2. Ключевые слова можно назвать поисковым образом научной статьи. По значению и смыслу набор ключевых слов близок к аннотации (реферату), плану и конспекту, которые тоже представляют документ с меньшей детализацией, но лишёны синтаксической структуры. Во всех библиографических базах данных возможен поиск статей по ключевым словам. Ключевые слова должны отображать основные положения, достижения, результаты, основные точки научного интереса.

3. Вступление - постановка научной проблемы, ее актуальность, связь с важнейшими задачами, которые необходимо решить, значение для развития определенной отрасли науки или практической деятельности (1 абзац или 5-10 строк). Во Вступлении должна содержаться информация, которая позволит читателю понять и оценить результаты исследования, представленного в статье, без дополнительного обращения к другим литературным источникам.

Следует помнить, что статья может быть прочитана специалистами, не работающими в ее узкой тематической области. Поэтому именно во Вступлении как раз подходящее место для определений все узкоспециальных терминов и аббревиатур, которые будут использоваться далее в тексте статьи.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование научной работы.

4. Основные (последние по времени) исследования и публикации, на которые опирается автор; современные взгляды на проблему; трудности при разработке данного вопроса, выделение нерешенных вопросов в пределах общей проблемы, которым посвящена статья (0,5 - 2 страницы машинописного текста через два интервала);

5. Формулировка цели статьи (постановка задачи) - выражается главная идея данной публикации, которая существенно отличается от современных представлений о проблеме, дополняет или углубляет уже известные подходы; обращается внимание на введение в научное обращение новых фактов, выводов, рекомендаций, закономерностей или уточнения известных ранее, но недостаточно изученных. Цель статьи вытекает из постановки научной проблемы и обзора основных публикаций по теме (1 абзац, или 5-10 строк).

Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?» Как правило, формулирование цели начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить, создать, построить.

6. Изложение содержания собственного исследования - основная часть статьи. В ней освещают основные положения и результаты научного исследования, личные идеи, мысли, полученные научные факты, обнаруженные закономерности, связи, тенденции, программа эксперимента, методика получения и анализ фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов и тому подобное (5-6 страниц).

Главным в изложении содержания являются точность и краткость. Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими.

употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;

не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;

не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении.

Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки. Придумывать новые термины следует лишь в тех случаях, когда речь идет о новых, ранее неизвестных явлениях.

Научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы от не относящихся к таковым.

Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова: «в целях» вместо «для» и т.д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины и избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах.

ЗАПОМНИТЕ : внимание опытного читателя отвлекают всякие неправильности.

В ходе изложения содержания научной статьи можно использовать один из методических приемов : последовательный; целостный (со следующей обработкой каждой части, раздела); выборочный (части, разделы пишутся отдельно в любой последовательности). В зависимости от способа изложения разным будет темп и конечный итог.

Последовательное изложение материала логично предопределяет схему подготовки публикации: формулировки замысла и составления предварительного плана; отбор и подготовку материалов; группирование материалов; редактирование рукописи. Преимущество этого способа заключается в том, что изложение информации осуществляется в логической последовательности, которая исключает повторы и пропуски. Его недостатком является нерациональное использование времени. Пока автор не закончил полностью «дежурный» раздел, он не может перейти к следующему, а в это время материал, который почти не нуждается в чистовой проработке, ожидает свою очередь и лежит без движения.

Целостный способ - это написание всего труда в черновом варианте, а затем обработка его в частях и деталях, внесения дополнений и исправлений. Его преимущество заключается в том, что почти вдвое экономится время при подготовке белового варианта рукописи. Вместе с тем есть опасность нарушения последовательности изложения материала.

Выборочное изложение материала достаточно часто используется исследователями. По мере готовности материала над ним работают в любой удобной последовательности. Необходимо каждый раздел доводить до конечного результата, чтобы при подготовке всего труда их части были почти готовы к публикации.

Каждый исследователь выбирает для себя самый пригодный способ для превращения т.н. чернового варианта рукописи в промежуточный или беловой (окончательный).

Как правило, к основной части статьи предъявляются следующие требования :

следует избегать стиля научного отчета или научно-популярной статьи;

нецелесообразно ставить риторические вопросы;

должны преобладать повествовательные предложения;

не следует перегружать текст цифрами 1, 2 и др. при перечнях тех или других мыслей, положений;

перечень элементов, позиций следует начинать с новой строки, отделяя их друг от друга точкой с запятой;

в тексте приемлемым является использование разных видов перечня: сначала, в начале, потом, далее, наконец; во-первых, во-вторых, в-третьих; на первом этапе, на втором этапе;

цитаты в статье используются очень редко; необходимо отметить основную идею, а после нее в скобках указать фамилию автора, который впервые ее выразил;

для подтверждения достоверности своих выводов и рекомендаций не следует приводить высказывания других ученых, поскольку это свидетельствует, что идея исследователя не нова, была известна ранее и не подлежит сомнению.

7. Вывод , в котором формулируется основное умозаключение автора, содержание выводов и рекомендаций, их значение для теории и практики, общественная значимость; кратко обозначаются перспективы последующих исследований по теме (1/3 страницы).

Выводы нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация - что сделано. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов. Выводы должны иметь характер тезисов. К каждому из них автор мог бы добавить слова «автор утверждает, что…».

8. Литература. Важно правильно оформить ссылку на источник в списке литературы. Разные издательства предъявляют неодинаковые требования к его оформлению. Но в любом случае следует указать фамилии авторов, журнал (электронный адрес), год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся читатель должен иметь возможность найти указанный литературный источник. Бывают случаи, когда по указанному адресу источник не удается обнаружить. Столкнувшись с этим, теряешь доверие и к автору, и к его работе.

В алгоритме написания научной статьи условно выделяют следующие этапы : формулировка замысла и составление плана статьи; отбор и подготовка материалов; группирование материалов; проработка рукописи; проверка правильности оформления, литературная правка.

Формулировка замысла осуществляется на первом этапе. Следует четко определить цель данной работы; на какой круг читателей она рассчитана; какие материалы в ней подавать; какая полнота и основательность изложению предусматривается; теоретическое или практическое направление; какие иллюстративные материалы необходимы для раскрытия ее содержания. Определяется название работы, которое потом можно корректировать.

На этапе формулировки замысла желательно составить план научной статьи. Иногда необходимо составить план-проспект, который требует издательства вместе с заказом на издание. План-проспект отображает замысел работы и воспроизводит структуру будущей публикации.

Отбор и подготовка материалов связаны с тщательным отбором исходного материала: сокращение к желаемому объему, дополнение необходимой информацией, объединение разрозненных данных, уточнение таблиц, схем, графиков. Подготовка материалов может осуществляться в любой последовательности, отдельными частями, без тщательной стилистической отработки. Главное - подготовить материалы в полном объеме для следующих этапов работы над рукописью.

Группирование материала - выбирается вариант его последовательного размещения согласно плану статьи. Предельно облегчает этот процесс персональный компьютер. Набранное в текстовом редакторе произведение можно легко необходимым образом структурировать. Появляется возможность, во-первых, увидеть каждую из частей статьи и ее всю в целом; во-вторых, проследить развитие основных положений; в-третьих, добиться правильной последовательности изложения; в-четвертых, определить, какие части работы нуждаются в дополнении или сокращении. При этом все материалы постепенно размещают в надлежащем порядке, в соответствии с замыслом. Если же компьютера нет, то рекомендуется каждый раздел писать на отдельных листах или карточках на одной стороне, чтобы потом их можно было разрезать и разместить в определенной последовательности.

Параллельно с группированием материала определяется рубрикация статьи, то есть деление ее на логично подчиненные элементы - части, разделы, подразделы, пункты. Правильность формулировок и соответствие названий рубрик можно проверить на компьютере. При других условиях это можно сделать через написание заглавий на отдельных полосках бумаги. Сначала они раскладываются в определенной последовательности, а затем приклеиваются к соответствующим материалам.

Результатом этого этапа является логическое сочетание частей рукописи, создание ее чернового макета, который нуждается в последующей обработке.

Проработка рукописи состоит из уточнения ее содержания, оформления и литературной правки. Этот этап еще называют работой над «беловой» рукописью.

Шлифование текста рукописи начинается с оценки его содержания и структуры. Проверяется и критически оценивается каждый вывод, каждая формула таблица, каждое предложение, отдельное слово. Следует проверить, насколько название статьи отвечает ее содержанию, насколько логично и последовательно изложен материал. Целесообразно еще раз проверить аргументированность основных положений, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, ее выводы и рекомендации. Следует иметь в виду, что одинаково неуместным является избыточный лаконизм и избыточная детализация в изложении материала. Помогают восприятию содержания работы таблицы, схемы и графики.

Проверка правильности оформления . Это касается рубрикации ссылок на литературные источники, цитирования, написания чисел, знаков, физических и математических величин, формул, построения таблиц, подготовки иллюстративного материала, создания библиографического описания, библиографических указателей. К правилам оформления печатных изданий выдвигаются специфические требования, потому следует руководствоваться государственными эталонами, справочниками, учебниками, требованиями издательств и редакций.

Литературная правка . Ее сложность зависит от лингвостилевой культуры автора. Одновременно с литературной правкой автор решает, как разместить текст и какие нужны в нем выделения.

После того, как статья считается готовой, она предоставляется в редакцию в соответствии с требованиями, которые публикуются в отдельных номерах журналов или сборниках в виде справки авторам.

Оптимальный объем научной статьи - 6-12 страниц (0,5 - 0,7 печатной страницы.).

Особенно ценными являются статьи, опубликованные в профессиональных научных изданиях, утвержденных ВАК Минобрнауки России. Обязательным требованием к научным публикациям исследователя является отображение в них основных результатов научной работы, а также наличие в одном выпуске журнала не более одной статьи автора по теме исследования.

Следует помнить, что представляя текст работы для публикации в журнале, автор гарантирует правильность всех сведений о себе, отсутствие плагиата и других форм неправоверного заимствования в рукописи произведения, надлежащее оформление всех заимствований текста, таблиц, схем, иллюстраций. Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных и прочих сведений. в то же время редакция не несет ответственность за достоверность информации, приводимой авторами. Автор, направляя рукопись в редакцию, принимает личную ответственность за оригинальность исследования, поручает редакции обнародовать произведение посредством его опубликования в печати.

Плагиатом считается умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или мыслей или искусства или изобретения. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность автора.

Таким образом, хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной научной работы. Алгоритм подготовки, написания и опубликования научной статьи можно представить следующим образом:

1. Определится с готовностью приступить к написанию статьи и возможностью ее опубликования в открытой печати.

2. Составить подробный план построения статьи.

3. Разыскать всю необходимую информацию (монографии, статьи, выступления, книги, патенты и др.) и проанализировать ее.

4. Написать введение, в котором сформулировать необходимость данной статьи и ее основные направления.

5. Поработать над названием статьи.

6. В основной части статьи изложить ее содержание..

7. Сделать выводы.

8. Составить список литературы.

9. Написать аннотацию.

11. Отправить статью в редакцию. Прислушиваться к редакторским замечаниям, но не допускать искажения статьи при редактировании.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Технические характеристики клееного материала. Особенности технологических операций подготовки сырья и материалов на различных стадиях процесса производства фанеры. Выбор и расчет основного оборудования. Статьи структуры себестоимости фанерной продукции.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Структура и основные задачи научной деятельности института общей и неорганической химии АН РУз. Высокоинтенсивный абсорбционный аппарат для осушки природного газа. Расчет процесса осушки, его концепция. Конструкция аппарата, гидродинамические режимы.

    отчет по практике , добавлен 30.01.2014

    Основные требования, предъявляемые к системам городского водоснабжения, критерии их выбора. Система холодного водоснабжения, порядок ее проектирования и размещения, расчет элементов. Система бытовой канализации, критерии и обоснование выбора, расчет.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Виды исследований в металлургии. Составление технического задания и рабочего плана проведения исследования. Основные задачи лабораторных исследований. Составление обзоров и рефератов. Источники научной информации. Основное лабораторное оборудование.

    реферат , добавлен 07.09.2014

    Теплотехнический расчет кольцевой печи. Распределение температуры продуктов сгорания по длине печи. Расчет горения топлива, теплообмена излучением в рабочем пространстве печи. Расчет нагрева металла. Статьи прихода тепла. Расход тепла на нагрев металла.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Классификация научных документов и изданий, их виды и функциональные особенности. Исследование и оценка экономической эффективности темы. Рекомендуемый список литературы в соответствии с требованиями ГОСТ по теме "Экспертиза пищевых концентратов".

    контрольная работа , добавлен 02.12.2014

    Структура сталей и белых чугунов. Выбор температуры в двухфазной области и определение содержания углерода в фазах. Структурные составляющие, встречающиеся в сплавах. Кривая охлаждения сплава. Принципы выбора температур для полного и неполного отжига.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2012

    Система классификации и условных обозначений фрезерных станков. Теория металлорежущих станков. Копировально-фрезерные станки для контурного и объемного копирования с горизонтальным шпинделем. Создание научной и экспериментальной базы станкостроения.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Предмет, история развития, цели и задачи биотехнологии как научной дисциплины. Конструирование и введение ДНК в клетку. Технология производства водорослей Spirulina рlatensis и Spirulina maxima. Перспективные способы приготовления и применения заквасок.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2014

    Принципы организации механосборочного производства, их классификация, состав и задачи проектирования. Методика выбора структуры цеха в условиях массового и крупносерийного производства. Основные требования по расположению оборудования и рабочих мест.

В или среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования . Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования , подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и .
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в или , но и активного применения на практике.