Лексический разбор слова пшенная. Лексический разбор слов
Лексический разбор слова
1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
2. Установить, в прямом или в переносном значении употреблено слово. В случае если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) - исконно русское или заимствованное.
Образец записи :
Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)
1. Задремать - впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
2. Перен, знач. - олицетв.
3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном - синонимы.
5. Исконно русское.
КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по лексике и фразеологии?
АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение ʼʼпрезрительно-надменныйʼʼ?
1) высокомерный
2) фамильярный
3) тщеславный
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Чтобы справиться с этим заданием, нужно обладать в речи большим запасом слов. Вместе с тем, нужно опираться и на языковую интуицию, которая может подсказать вам правильный ответ
Суть задания в том, что из четырёх предложенных слов нужно найти именно то, лексическое значение которого дано среди других перечисленных. К примеру: значение ʼʼчеловек, занимающийся рискованными и сомнительными делами, в расчёте на случайный успехʼʼ имеет первое из нижеперечисленных слов (авантюрист, аферист, эгоист, экстремист), значение ʼʼдействующий без всякого стесненияʼʼ присуще третьему прилагательному (стеснённый, скованный, бесцеремонный , демократичный), к выражению ʼʼпрезрительно-надменныйʼʼ - второе прилагательное (энергичный, фамильярный, невоспитанный, наглый), к ʼʼлицемерие, ханжествоʼʼ- последнее из данных на выбор слов (хвастовство, равнодушие, авантюризм, фарисейство) , ʼʼлишённый крайне важно го присмотраʼʼ - первое слово (безнадзорный , безнаказанный, безнадёжный, беззащитный), к ʼʼмузыкальное сопровождение голосаʼʼ - третье слово (аранжировка, анонс, аккомпанемент, экспромт), к ʼʼудобный случай для отправки с кем-либо письма, посылкиʼʼ - четвёртое из перечисленных слов (экспресс, факс, экспедиция, оказия ), к ʼʼчеловек, испытывающий ненависть к людямʼʼ - третье слово (меланхолик, максималист, мизантроп , куратор) и т.п.
А4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в т.ч. представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Задание проверяет умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения. При этом для анализа предлагаются четыре предложения, в которых употреблены паронимы - близкие по звучанию однокоренные слова, обозначающие разные понятия.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определёнными затруднениями: абонентный - абонентский, представить - предоставить, здравица - здравница, гарантийный - гарантированный, скрытный - скрытый, запасный - запасливый, памятный - памятливый, понятный - понятливый, соседний - соседский, угодный - угодливый, одеть - надеть, удачный -удачливый и т.п.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придаёт им и общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Следовательно, при анализе предложений, в которых использованы слова этой группы, нужно прежде всего определить, в чём состоит смысловое различие указанных в задании слов. К примеру, в случае если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чём состоит различие в этих значениях. Сравним, например, такую пару слов:
вековой - живущий, существующий столетия, очень долго;
вечный - бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляются в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным столетие, век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго, века: вековой дуб - дуб, живущий век, века, вековые традиции - традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятием бесконечности во времени и постоянства.
Разобравшись в различии лексического значения паронимов, вы можете приступать к смысловому анализу тех четырёх предложений, которые предложены в задании. В одном из этих предложений допущена ошибка в употреблении слова. Проанализируйте, к примеру, следующие примеры и попытайтесь доказать, что в предложениях № 4,6,8 и 10 вместо слова вечный нужно употребить прилагательное вековой.
1) Любовь
- чувство прекрасное, и оно должно быть постоянным и вечным.
2) Хотя остров находится в зоне вечного
тепла, но в это время года часто бывает шторм и сильный ветер.
Размещено на реф.рф
3) Нет ничего тайного, что бы не стало явным, и это вечная истина. 4) Однажды, роясь на чердаке среди пыльного вечного мусора, я наткнулся на ящик с любопытными документами. 5) Есть вечные человеческие ценности, среди них - честность. 6) Это была массивная, щербатая от времени деревянная мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. 7) Οʜᴎ всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах. 8) Это было их любимое, уютное в место в парке, где сосновые деревья перемешивались с вечными дубовыми рощами. 9) Все-таки в лесу лучше ходить одному, иначе вам придется решать вечную проблему: громко звать тех, кто отстанет, уйдёт в сторону. 10) Исследователи осторожно спустились в подземелье, и перед ними открылись вечные тайны этого старинного замка. 11) Οʜᴎ молча постояли у могилы Неизвестному солдату, поглядели на голубое, мечущееся на ветру пламя вечного огня.
Итак, при выполнении этого задания правильно найти предложение с лексической ошибкой, нужно учитывать смысловые различия однокоренных слов, указанных в формулировке задания.
А29. Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложение 12).
1) глубокая, всепоглощающая
2) способная воздействовать, активная
3) находящаяся в постоянном движении
4) настоящая, подлинная
обратите внимание:
Это задание проверяет способность определять лексическое значение многозначного слова, опираясь на контекст; обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, определять слова, которые употреблены в переносном или прямом значении.
В8 . Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.
1) метафоры
2) аллитерация
3) инверсия
4) олицетворение.
5) эпитеты
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Это задание проверяет умение определять наиболее типичные средства выразительности, которыми пользуется автор прочитанного вами текста͵ чтобы более точно и выразительно передать свои мысли и чувства. Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь полное представление об базовых языковых средствах художественной изобразительности, то есть знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Вместе с тем, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть.
Изобразительно-выразительные средства русского языка настолько многочисленны и разнообразны, что до сих пор нет чёткой их классификации. По этой причине в некоторых учебниках, по которым вы учились в школе, используются разные термины, с помощью которых называются эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т.п. Единый государственный экзамен по русскому языку не требует знания этих классификаций, а проверяет умение обнаруживать в исходном тексте самые распространённые средства выразительности, с которыми вы неоднократно сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Напомним наиболее типичные средства художественной выразительности, которые основываются на лексической системе русского языка и связаны прежде всего с употреблением слова в переносном значении.
Эпитет (греч.epitheton- ʼʼприложенноеʼʼ, ʼʼприбавленноеʼʼ) - это художественное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, к примеру, прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом ʼʼнебоʼʼ не бывают названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т. п.
При этом не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении - родник). Только в словосочетаниях железный характер и серебряный ключ перед нами эпитеты, которые несут смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку в высказывании.
В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские) эпитеты. В их базе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации: мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), овечья любовь (И. Тургенев), цветастая радость (В. Шукшин), мотыльковая красота (А. Чехов), мокрогубый ветер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк), конфетная боль (Вс. Иванов) и т. п.
Иногда среди редких эпитетов встречаются сочетания противоположных понятий (оксюмороны). Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы (противопоставления). К примеру: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), грустная радость (С. Есенин) и т. д.
Метафора (греч.metaphora-ʼʼперенесениеʼʼ) представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору и называют скрытым сравнением, так как и в базе её лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок), слов моих сухие листья (В.Маяковский), костер рябины красной (С. Есенин), моих слов соловьи (Б. Ахмадулина), вранья холодный дым (А. Твардовский), ручей улыбки (М. Светлов), серебряная ложка луны (Ю. Мориц) и т.п.
Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на базе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре . Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонтова ʼʼЧаша жизниʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.
Олицетворение - художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью: Усядься, муза: ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка! Теперь начнём... (А. Пушкин) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился... (А. Фет) Приподнимается Рассвет с одра его томившей Тени. (Анненский) Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворён... (Ф. Тютчев) Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
Гипербола (греч. hуреrbо1е - ʼʼпреувеличениеʼʼ) - изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета͵ явления, действия. Другими словами, это ʼʼхудожественное преувеличениеʼʼ:
Пройдёт - словно солнцем осветит! Посмотрит - рублём подарит! (Н. Некрасов) Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна. (Н. Некрасов) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головёнке. (В. Маяковский)
Антитеза (греч. апtithesis - ʼʼпротивоположениеʼʼ) - это приём контраста͵ противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов) Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов) Возникают, стираются лица, мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова)
Оксюморон, или оксиморон (греч. охутоrоп - ʼʼостроумно-глупоеʼʼ) - сочетание противоположных по значению слов: Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиᴦ. (М. Лермонтов) Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых вёсен... (В. Брюсов) И невозможное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок) Из ненавидящей любви, из преступлений, исступлений - возникнет праведная Русь. (М. Волошин)
Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
Градация (лат.gradatio- ʼʼпостепенное возвышениеʼʼ) - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин) Музыки бесполезные звуки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны. (Б. Слуцкий) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил; но ты не снизошла. (А. Блок)
Экзаменационная работа в целом проверяет уровень владения лексическими нормами современного русского литературного языка. Информацию об этом будут содержать ответы не только на задания АЗ, А4, А29, но и текст, который вы напишете, выполняя задание С1 .
Лексический разбор слова - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лексический разбор слова" 2017, 2018.
Образование
Лексический разбор слова - что это такое? Примеры
17 августа 2014Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.
Общая информация
Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.
Следует особо отметить, что такой анализ направлен на лексическую единицу русского языка, с указанием таких особенностей, как:
- однозначности или, наоборот, многозначности слова;
- вида его лексического значения в конкретном случае;
- синонимов;
- происхождения слова;
- антонимов;
- принадлежности слова к лексике, ограниченной в употреблении, или общеупотребительной лексике;
- фразеологических связей того или иного выражения.
Лексический разбор слова представляет собой факультативный вид разбора для обычной школьной практики. Как правило, такой анализ не дается в качестве контрольного задания.
Общепринятая схема
Для того чтобы правильно осуществить лексический разбор слова, необходимо придерживаться следующей схемы:
- Определение лексического значения слова в том или ином контексте.
- Если выбранное выражение является многозначным, то необходимо указать его другие значения (при крайней необходимости можно воспользоваться толковым словарем русского языка).
- Установление типа лексического значения в отдельно взятом контексте (прямое или переносное).
- В том случае, если значение переносное, то следует охарактеризовать его вид.
- Построение синонимического ряда для слова в существующем значении.
- Подборка антонимической пары к выбранному слову.
- Определение принадлежности слова, то есть является ли оно исконно русским или когда-то было заимствовано из совершенно другого языка.
- Установление принадлежности выбранного слова к лексике, ограниченной в употреблении, или общеупотребительной лексике.
- Определение того, является ли данное выражение устаревшим.
- Вхождение данного слова в состав фразеологизмов.
Примеры лексического разбора слова
Для того чтобы понять, как осуществляется лексический разбор слова, мало лишь знать особенности такого анализа и его схему. Ведь любые теоретические знания должны обязательно подкрепляться практической работой. Для этого мы решили представить вашему вниманию несколько примеров различных слов, которые подверглись лексическому разбору.
Лексический разбор слова «косарь»
Итак, проанализируем слово «косарь», которое входит в следующее предложение: «Косарь расхаживал по быстро косимым степям».
1. Косарь - это человек, который занимается косьбой, то есть срезает траву или какие-либо хлебные злаки при помощи традиционной косы или косилки.
2. Слово «косарь» имеет несколько значений, а именно:
- тот, кто осуществляет косьбу;
- тяжелый и большой нож, предназначенный для соскабливания чего-либо или щепания лучины;
- тысяча денежных единиц (жарг.).
3. Значение слова «косарь», в котором оно применяется в предложении - прямое.
4. Синонимами слова «косарь» являются «косец» или «косильщик».
5. Происхождение слова «косарь» - исконно русское.
6. В первом и втором значении данное слово является общеупотребительным. Что касается третьего - то в этом случае оно применяется только в разговорном стиле.
7. Слово «косарь» - устаревшее. Соответственно, оно не является частью активного словарного запаса современных людей.
Лексический разбор слова «золотая»
Проанализируем слово «золотая», которое входит в следующее предложение: «Пришла к нам золотая осень».
1. Золотая осень - время года, когда все деревья и травы становятся желтыми и напоминают оттенок золота (металла).
2. Слово «золотая» имеет несколько значений, а именно:
- сделанный из золота;
- шитый золотом;
- исчисляемый по курсу золота;
- подобный цвету золота;
- прекрасный, очень хороший и замечательный;
- благоприятный и самый счастливый;
- любимый, дорогой (в обращении к кому-либо);
- минералогические и ботанические названия.
3. Значение - переносное.
4. Вид переносного значения словосочетания «золотая осень» - метафора (обозначает подобный цвету золота).
5. Синонимами выражения «золотая» являются следующие: желтая, красивая, чудесная, сказочная, восхитительная и пр.
6. Слово «золотая» имеет следующие антонимы: грязная, отвратительная, скверная, плохая.
9. Слово «золотая» - не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.
Лексический анализ других слов
Приведем еще несколько примеров:
- Лексический разбор слова «фантастических» в предложении «Я насмотрелся фантастических фильмов»:
1. Фантастический фильм - измышленный фантазией и в действительности не существующий.
2. Слово «фантастический» имеет несколько значений, а именно: волшебный и причудливый; невероятный и несбыточный; не существующий и являющийся фантазией.
3. Значение - прямое.
4. Синонимами слова являются следующие: невероятный, ошеломляющий, не соответствующий реальности.
5. Имеет следующие антонимы: обычный, банальный.
7. Происхождение - заимствовано из английского языка (fantastic).
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
- Лексический разбор слова «доброте» в предложении: «По доброте душевной он отдал всю свою одежду»:
1. По доброте - душевное качество, выражающееся в заботливом и нежном отношении к кому-либо.
2. Слово «доброта» имеет только одно значение.
3. Значение - прямое.
4. Синонимами слова являются следующие: хороший, благодушный, добродушный, человеколюбивый.
5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.
7. Происхождение - исконно русское.
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.
10. Применяется в следующих фразеологизмах: по доброте душевной, слепая доброта и пр.
- Лексическое значение слова в данном контексте (в предложении)
- однозначное или многозначное слово (сколько значений у слова)
- в каком смысле употреблено (в прямом или переносном)
- имеет ли омонимы (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию)
- имеет ли синонимы (близкое по смыслу с другим словом)
- имеет ли антонимы (противоположное по значению слово)
- исконно русское или заимствованное (можно посмотреть в словаре иностранных языков)
- общеупотребительное или нет (диалектное, специальное)
- входит в активный или пассивный словарный запас
- в каком стиле речи преимущественно употребляется
Лексический разбор слова проводится с использованием лингвистических словарей - толкового, фразеологического словаря, а также словарей антонимов, синонимов и омонимов.
Разбор слова происходит по определнной схеме
- Сначала определяется лексическое значение данного слова в определнном контексте.
- При наличии нескольких значений слова, необходимо указать другие значения.
- Устанавливается, в каком смысле использовано слово - в прямом или переносном (ТИП лексического значения.
- Если слово использовано в переносном смысле, определяем ВИД переносного значения.
- Строится ряд из синонимов (именно для этого значения слова)
- Подбирается антонимическая пара.
- Определяется происхождение слова - из русского языка, или заимствовано из иностранных.
- Устанавливается, относится ли данное слово к общеупотребительным словам или к ограниченной в употреблении лексике.
- Определяется, устаревшее ли слово или более современное.
- Указывается, относится ли слово к составу фразеологизмов, является ли оно его частью.
Лучше всего показать лексический разбор слова на определнном примере.
Разбираем выражение старый друг из поговорки Старый друг лучше новых двух по пунктам.
- Старый друг - означает не новый, а уже долго существующий друг.
- Слово старый имеет несколько значений. а) достигший старости, существующий давно, долгое время (например - старый человек); б) уже не новый, а ветхий, поврежднный временем (когда идт речь о какой-то вещи - например, старый чемодан); в) не новый, а известный или давно привычный (о событиях, сказках, анекдотах итд - старый анекдот); г)древний, существующий уже очень давно (о произведениях искусства - например старая картина); д) прежний, предыдущий (например о профессии, работе - поменял старую работу на новую).
- Значение слова, в котором оно используется в предложении - прямое.
- Синоним - давний, прошлый.
- Антоним - новый.
- Происхождение слова - исконно русское.
- Слово является общеупотребительным, применяется во всех речевых стилях.
- Слово не устаревшее, а является частью активного словарного запаса.
- Слово применяется как часть фразеологизмов - например, старый конь борозды не портит, старый ворон зря не каркает.
Лексический разбор слова - это анализ слова как единицы русского языка. Этот разбор выполняется по определнной схеме, которая включает в себя десять пунктов.
Рассмотрим этот план на определнном примере.
Выполним лексический разбор слова Вода.
1) Лексическое значение слова.
В общем случае, вода - самая распространнная жидкость на нашей планете.
2) Есть ли у слова несколько значений, если есть, то какие.
Это слово имеет несколько значений: первое - жидкость, второе - лишние слова в тексте, не имеющие особого смыслового значения и затрудняющие его восприятие.
3) Смысл слова - прямой или переносный.
Если в контексте анализа текста или высказывания - то переносное значение, в остальных случаях - прямое значение.
4) Вид переносного значения.
Если мы говорим о воде в тексте, то это метафора.
5) Синонимы.
Жидкость, влага.
6) Антонимы.
Суша, земля, камень, пустыня.
7) Происхождение слова - русское или заимствованное.
Заимствованное, из латинского языка.
8) Слово является общеупотребительным или оно относится к лексике ограниченного употребления.
Вода - это широко используемое слово, оно является общеупотребительным.
9) Слово является устаревшим или современным.
Данное слово является современным.
10) Определить принадлежность слова к фразеологизмам.
Со словом Вода есть немало фразеологизмов.
Например:
Воды в рот набрал - когда человек ничего не хочет говорить.
Не разлей вода - сильная близость.
Как рыба в воде - чувствовать себя уверенно.
Носить воду в решете - бесполезно тратить сво время на что-либо.
Лексический разбор слова может понадобится при изучении такого раздела русского языка как лексика и заданий по нему. Лексический разбор слова:1. определение однозначности и многозначности слова 2. что обозначает слово в данном тексте 3.есть ли синонимы, 4.антонимы 5.заимствованное ли слово, или свое6. входит ли слово в состав фразеологизмов, 7. есть ли у слова омонимы 8. Является ли слово устаревшим (дополнительно можно указать-слово историзм или архаизм.
В школе лексический разбор слова мы часто делали устно. В схему разбора входят следующие шаги:
- Значение слова. Слово обычно берется из какого-нибудь контекста. К примеру, ученики читают текст, и учитель задает Иванову разобрать прочитанное слово. Он должен объяснить его значение в данном предложении.
- Помимо значения в контексте Иванов должен указать и другие его значения.
- Он должен определить значение слово Переносное или Прямое.
- В случае, если оно переносное, Иванов также должен объяснить его значение.
- Далее он подбирает синонимы.
- Потом - антонимы.
- Определяет происхождение слова: русское или нерусское.
- Делает вывод: слово употребляется в современной речи или уже устарело.
- Ищет фразеологизмы с данным словом в контексте.
Лексический разбор это анализ слова однозначности-многозначности слова,типа его лексическое значение в данном контексте,синонимов,антонимов,происхождения слова.Порядок у них там токой сначала определяют Значение слова,Многозначное,Происхождение слова,Сфера употребления слова вс это нужно делать с помощью словарей.
Лексический разбор слова подразумевает анализ слова как единицы русского языка, при этом необходимо определить следующие характеристики слова:
Является ли слово однозначным или многозначным,
Какой тип лексического значения слова в конкретном контексте,
Какие есть синонимы у слова,
Какие у слова есть антонимы,
Какое происхождение данного слова,
Принадлежит ли данное слово к лексике, ограниченной в употреблении или это слово из общеупотребительной лексики,
Какие у слова фразеологические связи.
Чтобы правильно определить все эти характеристики для лексического разбора используются лингвистические словари (толковый, фразеологический, словари антонимов, синонимов и омонимов).
Вот как выглядит схема лексического разбора слова.
Нужно узнать значение слова, многозначно ли оно, найти синонимы, омонимы и антонимы к этому слову, определить устаревшее ли это слово, русское ли оно или заимствованно из другого языка, а так же нужно установить к какому типу лексики относится это слово.
Лексический анализ-это проше говоря разложение слова на лексические элементы.Первое что нужно сделать для лексического анализа это выявить в слове многозначность или однозначность(прямой,переностный смысл).Также
Лексический разбор слова подразумевает анализ конкретного слова в качестве лексической единицы языка (производится с помощью словарей руссского языка: толкового, фразеологического, омонимов, синонимов, антонимов).
Схема лексического разбора слова включает в себя следующие пункты:
Схема разбора:
Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.
Как делать лексический разбор слова – шаги
Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.
Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.
Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.
Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.
Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.
Пример лексического разбора слова
Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.
Итак, слово “косарь” в данном случае употреблено в таком значении – это человек, который занимается косьбой с помощью специального инструмента. Но у данного слова больше одного значения, оно также может означать тяжелый нож, которым что-то соскабливают, и тысячу денежных единиц (это жаргонное выражение).
В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.
Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.
Что мы узнали?
Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.
1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
2. Установить, в прямом или в переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) - исконно русское или заимствованное.
Образец записи :
Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)
1. Задремать - впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
2. Перен, знач. - олицетв.
3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном - синонимы.
5. Исконно русское.
КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по лексике и фразеологии?
АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный»?
1) высокомерный
2) фамильярный
3) тщеславный
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Чтобы справиться с этим заданием, нужно обладать в речи большим запасом слов. Кроме того, нужно опираться и на языковую интуицию, которая может подсказать вам правильный ответ
Суть задания в том, что из четырёх предложенных слов нужно найти именно то, лексическое значение которого дано среди других перечисленных. Например: значение «человек, занимающийся рискованными и сомнительными делами, в расчёте на случайный успех» имеет первое из нижеперечисленных слов (авантюрист, аферист, эгоист, экстремист), значение «действующий без всякого стеснения» присуще третьему прилагательному (стеснённый, скованный, бесцеремонный , демократичный), к выражению «презрительно-надменный» - второе прилагательное (энергичный, фамильярный, невоспитанный, наглый), к «лицемерие, ханжество»- последнее из данных на выбор слов (хвастовство, равнодушие, авантюризм, фарисейство) , «лишённый необходимого присмотра» - первое слово (безнадзорный , безнаказанный, безнадёжный, беззащитный), к «музыкальное сопровождение голоса» - третье слово (аранжировка, анонс, аккомпанемент, экспромт), к «удобный случай для отправки с кем-либо письма, посылки» - четвёртое из перечисленных слов (экспресс, факс, экспедиция, оказия ), к «человек, испытывающий ненависть к людям» - третье слово (меланхолик, максималист, мизантроп , куратор) и т.п.
А4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Задание проверяет умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения. При этом для анализа предлагаются четыре предложения, в которых употреблены паронимы - близкие по звучанию однокоренные слова, обозначающие разные понятия.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определёнными затруднениями: абонентный - абонентский, представить - предоставить, здравица - здравница, гарантийный - гарантированный, скрытный - скрытый, запасный - запасливый, памятный - памятливый, понятный - понятливый, соседний - соседский, угодный - угодливый, одеть - надеть, удачный -удачливый и т.п.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придаёт им и общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Следовательно, при анализе предложений, в которых использованы слова этой группы, нужно прежде всего определить, в чём состоит смысловое различие указанных в задании слов. Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чём состоит различие в этих значениях. Сравним, например, такую пару слов:
вековой - живущий, существующий столетия, очень долго;
вечный - бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляются в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным столетие, век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго, века: вековой дуб - дуб, живущий век, века, вековые традиции - традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятием бесконечности во времени и постоянства.
Разобравшись в различии лексического значения паронимов, вы можете приступать к смысловому анализу тех четырёх предложений, которые предложены в задании. В одном из этих предложений допущена ошибка в употреблении слова. Проанализируйте, например, следующие примеры и попытайтесь доказать, что в предложениях № 4,6,8 и 10 вместо слова вечный нужно употребить прилагательное вековой.
1) Любовь - чувство прекрасное, и оно должно быть постоянным и вечным. 2) Хотя остров находится в зоне вечного тепла, но в это время года часто бывает шторм и сильный ветер.
3) Нет ничего тайного, что бы не стало явным, и это вечная истина. 4) Однажды, роясь на чердаке среди пыльного вечного мусора, я наткнулся на ящик с любопытными документами. 5) Есть вечные человеческие ценности, среди них - честность. 6) Это была массивная, щербатая от времени деревянная мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. 7) Они всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах. 8) Это было их любимое, уютное в место в парке, где сосновые деревья перемешивались с вечными дубовыми рощами. 9) Все-таки в лесу лучше ходить одному, иначе вам придется решать вечную проблему: громко звать тех, кто отстанет, уйдёт в сторону. 10) Исследователи осторожно спустились в подземелье, и перед ними открылись вечные тайны этого старинного замка. 11) Они молча постояли у могилы Неизвестному солдату, поглядели на голубое, мечущееся на ветру пламя вечного огня.
Итак, при выполнении этого задания правильно найти предложение с лексической ошибкой, нужно учитывать смысловые различия однокоренных слов, указанных в формулировке задания.
А29. Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложение 12).
1) глубокая, всепоглощающая
2) способная воздействовать, активная
3) находящаяся в постоянном движении
4) настоящая, подлинная
обратите внимание:
Это задание проверяет способность определять лексическое значение многозначного слова, опираясь на контекст; обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, определять слова, которые употреблены в переносном или прямом значении.
В8 . Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.
1) метафоры
2) аллитерация
3) инверсия
4) олицетворение.
5) эпитеты
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Это задание проверяет умение определять наиболее типичные средства выразительности, которыми пользуется автор прочитанного вами текста, чтобы более точно и выразительно передать свои мысли и чувства. Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь полное представление об основных языковых средствах художественной изобразительности, то есть знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть.
Изобразительно-выразительные средства русского языка настолько многочисленны и разнообразны, что до сих пор нет чёткой их классификации. Поэтому в некоторых учебниках, по которым вы учились в школе, используются разные термины, с помощью которых называются эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т.п. Единый государственный экзамен по русскому языку не требует знания этих классификаций, а проверяет умение обнаруживать в исходном тексте самые распространённые средства выразительности, с которыми вы неоднократно сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Напомним наиболее типичные средства художественной выразительности, которые основываются на лексической системе русского языка и связаны прежде всего с употреблением слова в переносном значении.
Эпитет (греч.epitheton- «приложенное», «прибавленное») - это художественное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т. п.
Однако не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении - родник). Только в словосочетаниях железный характер и серебряный ключ перед нами эпитеты, которые несут смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку в высказывании.
В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские) эпитеты. В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации: мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), овечья любовь (И. Тургенев), цветастая радость (В. Шукшин), мотыльковая красота (А. Чехов), мокрогубый ветер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк), конфетная боль (Вс. Иванов) и т. п.
Иногда среди редких эпитетов встречаются сочетания противоположных понятий (оксюмороны). Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы (противопоставления). Например: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), грустная радость (С. Есенин) и т. д.
Метафора (греч.metaphora-«перенесение») представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору и называют скрытым сравнением, так как и в основе её лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок), слов моих сухие листья (В.Маяковский), костер рябины красной (С. Есенин), моих слов соловьи (Б. Ахмадулина), вранья холодный дым (А. Твардовский), ручей улыбки (М. Светлов), серебряная ложка луны (Ю. Мориц) и т.п.
Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре . Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонтова «Чаша жизни», которое построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.
Олицетворение - художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью: Усядься, муза: ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка! Теперь начнём... (А. Пушкин) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился... (А. Фет) Приподнимается Рассвет с одра его томившей Тени. (Анненский) Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворён... (Ф. Тютчев) Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
Гипербола (греч. hуреrbо1е - «преувеличение») - изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия. Другими словами, это «художественное преувеличение»:
Пройдёт - словно солнцем осветит! Посмотрит - рублём подарит! (Н. Некрасов) Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна. (Н. Некрасов) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головёнке. (В. Маяковский)
Антитеза (греч. апtithesis - «противоположение») - это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов) Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов) Возникают, стираются лица, мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова)
Оксюморон, или оксиморон (греч. охутоrоп - «остроумно-глупое») - сочетание противоположных по значению слов: Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов) Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых вёсен... (В. Брюсов) И невозможное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок) Из ненавидящей любви, из преступлений, исступлений - возникнет праведная Русь. (М. Волошин)
Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
Градация (лат.gradatio- «постепенное возвышение») - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин) Музыки бесполезные звуки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны. (Б. Слуцкий) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил; но ты не снизошла. (А. Блок)
Экзаменационная работа в целом проверяет уровень владения лексическими нормами современного русского литературного языка. Информацию об этом будут содержать ответы не только на задания АЗ, А4, А29, но и текст, который вы напишете, выполняя задание С1 .