Для чего нужны тренинги? Для чего нужны тренинги в компаниях и организациях? Зачем всем необходимо изучение тренингов.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности бесплодны и полны ошибок

Леонардо да Винчи

Что такое тренинг?

Сегодня многим людям приходилось слышать новомодное слово «тренинг», но далеко не все знают, что такое тренинг и для чего он нужен.

Что такое тренинг?

Тренинг - это самая эффективная и быстрая форма обучения взрослых людей в мире. Основной акцент в этом методе обучения делается не на получение теоретических знаний, а на тренировку, качественную обработку каких угодно навыков, способов мышления или моделей поведения.

Безусловно, человек получает какие-то теоретические знания, но объем их самый минимальный, основной упор в тренинге делается на практическое обучение - вот чем тренинг отличается от семинара и лекции, где теоретическая информация поступает только в одностороннем порядке. Для тренингов не нужны специальные знания или подготовка. Человеку необходима только готовность к какому-либо обучению, изменению и движению.

Для чего нужны тренинги?

В тренингах используется самая простая и всем давно известная истина - каждый человек учиться на своем личном опыте. Вот тренинги и дают человеку именно такой опыт, именно такие знания и навыки, которые ему необходимы в данное время. Ведь знания, которые получены через личный опыт, никуда не деваются, не исчезают и не со временем не забываются и остаются на всю жизнь. Известно, что человек усваивает больше всего из того, что делает сам.

Поэтому любой тренинг очень экономит время жизни, он дает возможность каждому человеку в самые маленькие сроки и самой сжатой форме лучше узнать себя, окружающих людей и приобрести те навыки, на которые, порой, уходят годы, а то и полжизни. Опыт, который дают тренинги, максимально близок к моделированию, где ситуации и объекты значительно упрощены, но есть интеллект самых реальных людей и самые настоящие переживания.

Чем тренинг полезен для его участника?

Главная составляющая любого тренинга - это групповое общение. Оно необходимо для того, чтобы каждый человек мог принять участие в самых различных упражнениях, с абсолютно разными людьми и получить от каждого занятия уникальный опыт, который, в последствие, обязательно пригодится и будет перенесен в другие контексты. В результате тренинга каждый человек приобретет необходимые ему навыки общения, усовершенствует свои знания и умения во взаимодействии с окружающими людьми.

Кроме того, тренинги помогают проработать имеющиеся проблемы, повысить собственную уверенность, максимально улучшить взаимопонимание и взаимоотношения между людьми и стать намного самостоятельнее и ответственнее - вот главное, зачем нужны тренинги. Кроме прочего, любой тренинг помогает расширить видение внешних и внутренних личных ресурсов, учит ими пользоваться, чтобы человек смог лучше себя понимать, быть самим с собой в гармонии и стать независимым и успешным.

На сегодняшний день известно много разных способов, которые дают возможность человеку развить свои навыки общения. Все они построены на глубоком знании и понимании психологических особенностей человека. Самым эффективным сегодня считается тренинг общения с людьми, который предполагает приобретение человеком навыков, позволяющих успешно в дальнейшем общаться в процессе своей профессиональной деятельности

Тренинг продаж для продавцов-консультантов

Ни для кого не секрет, что продавец относится к одной из наиболее уязвимых с психологической точки зрения профессий. Ведь ежедневно, в процессе своей работы, он сталкивается с десятками различных людей и далеко не у каждого из них веселое и дружелюбное настроение.

Главным отличием тренингов от академического (лекции, литература) образования является то, что навыки и умения осваиваются на практике, а не в теории.

Если Вы хотите знать, как поднимать штангу – Вам полезно об этом почитать или послушать лекции.
Если Вы хотите поднимать штангу – Вам необходимо начать тренироваться.

Многие люди теоретически знают, как продавать, работать в команде, управлять.
Трудно найти мужчину, который не знает, что нужно сделать, чтобы познакомиться с девушкой.
Многие читали, как избавиться от стресса и построить хорошие взаимоотношения.
Есть люди, которые всерьёз считают, что уж в чём в чём, а в сетевом маркетинге учиться нечему…

Однако когда доходит до дела, у одних действительно всё получается, другие же либо пасуют (объясняя себе и другим, почему им это сейчас не надо, хотя вообще-то они, конечно же, могут…), либо не справляются с ситуацией. В ответ возникают психологические барьеры, страх будущей неудачи и т.п., которые загоняют человека в замкнутый круг и отбивают желание рисковать и добиваться результата. В то же время жизнь – это сплошной риск; и, закрывая на это глаза, мы не решаем задачи, а лишь откладываем их.

В то же время – и общению, и «продажам», и построению бизнеса, да и вообще, - умению стать успешным, - можно научиться. Для этого и существуют специально разработанные специалистами тренинг – программы.
Иногда путают тренинг и “натаскивание на результат”; бывает, обвиняют психологов, бизнес - тренеров чуть ли не в “зомбировании” аудитории.

Я сама читала статью, в которой журналист с надрывом вопрошал: -« Кто позволил вмешиваться в мироощущение простых российских обывателей? Кто?..» Ответ тут прост, - если человек пришёл на тренинг, ему надоело быть обывателем! И надоело быть “простым”.

ЧЕЛОВЕ ХОЧЕТ БЫТЬ УСПЕШНЫМ!

Только и всего.

Различить бизнес – тренинг и некое “зомбирование” просто, - если тренинг делает вас более успешными в достижении тех целей, которые вы перед собой поставили, - стало быть, вы на нём получили полезные для жизни навыки, не так ли?..

Как вы получите эти навыки – это вопрос профессионала, проводящего тренинг. Главное, чтобы тренинг был успешен, чтобы вы получили полезные на нём навыки. И это мы сами вполне в состоянии оценить.
Тренинги призваны прояснить – чего ты хочешь. Зачем тебе это и как тебе этого достичь, и, главное, потренироваться в реальном достижении этого.
В зависимости от того, какой аспект вашей жизни вас сейчас больше волнует, Вы можете выбрать направление, в котором будете "тренироваться" - интересует вас развитие личности или преуспевание в бизнесе.
Тренинги в первую очередь полезны людям, которые осознают, что им есть чему учиться, стремятся инвестировать в своё образование, обучение конкретным навыкам.
Тренинг вряд ли много даст человеку, который твёрдо уверен, что он “уже всё в жизни постиг”, обо всём имеет своё (непременно и безапелляционно правильное! :) мнение.
Но и такого человека тренинг заставит задуматься: а всё ли я делаю правильно?

Если я такой “супер”, - почему другие более успешны?..

Есть “бизнесмены от бога”, есть “прирождённые продавцы”, есть “счастливчики от рождения”. Всё это, хоть и редко, но встречается.

Нет только “прирождённых неудачников”. Есть люди, которые (часто весьма успешно) убеждают сами себя что “у меня ничего не получится”, “мне много не надо, - лишь бы прожить” и так далее.

Но ведь что интересно, - и тому, как стать преуспевающим бизнесменом (что есть работа в компании, как не постоянный тренинг бизнес – навыков?), и успешным продавцом (которому рады в любой организации), и “счастливчиком”, которому всегда везёт (потому, что он умеет делать то, что приводит к успеху!), - можно научиться!

Стоит лишь захотеть!

Жизнь, - цепь постоянных изменений; не пугаться их, а грамотно, адекватно реагировать на изменения, - единственный способ преуспеть.
Иногда человек говорит: - «Меня всё устраивает. Я доволен жизнью».
Так ли это? Тренинг часто помогает задуматься: - а всем ли ты доволен?

Всегда ли доволен?

Не будешь в жизни ничего менять, - будешь ли ты доволен жизнью через месяц? Год? Пять лет? Ты доволен, - а будут ли довольны жизнью твои дети? Близкие?

Мы включаем телевизор, и видим голодовки семей рабочих… Они должны получать зарплату!
Но почему, чтобы получить свои заработанные деньги, они должны истязать себя?..
Почему они полгода – год – полтора работали, не получая зарплаты?..
Ответ даёт тут же, в интервью, жена одного из рабочих: “Мы больше ничего не умеем… Мы всю жизнь работали на заводе…”

Но… Время меняется, меняется жизнь вокруг.

Не пора ли и самим меняться, начинать что-то делать для будущего?..
Опять же – тренинг позволяет оценить: а насколько я адекватен в той или иной сфере, все ли возможности я использую?

Совсем краткий пример с прошедшего тренинга: поставлена задача выполнить определённое действие (с закрытыми глазами! – это единственное условие). Доброволец выполняет… выполняет второй, третий доброволец, - все с разной степенью успеха. После этого задаётся вопрос:
? А почему вы не попросили помощи, подсказки у присутствующих?
? А разве можно было?..
? А разве было условие молчать?
Заставляет задуматься, не правда ли?

Дистрибьюторы, создающие большие работоспособные структуры – люди отнюдь не “семи пядей во лбу”, - просто они максимально используют все имеющиеся у них “ресурсы”. Почему?.. Потому что – умеют (научились!) это делать.

Обращаться за помощью, если в ней есть потребность, - и оказывать помощь, - естественно для человека.
Однако сплошь и рядом человек обращаться за помощью избегает, - видимо, внутренне опасаясь отказа, что будет неприятно…
Но сама специфика сетевого бизнеса, и, конкретно работы в компании Орифлэйм, в том, что лишь помогая своим дистрибьюторам, мы можем расти как профессионалы. Это касается дистрибьюторов на всех уровнях, - и тех, у кого созданы структуры, и тех, кто работает только и исключительно сам. Если Вам нужна помощь, если Вы готовы работать, но не знаете «как», у вас не хватает опыта, - учитесь, обращайтесь к своему спонсору; не поможет он, - к вышестоящему спонсору, просите помощи у коллег, - вам обязательно помогут! Не было ещё случая, чтобы к нам обратился дистрибьютор за помощью в работе, - и ему отказали.

Всегда помните – Ваше преуспевание, счастье и успех Вас и Вашей семьи, - в Ваших руках!
Мы все обладаем всеми необходимыми ресурсами для преуспевания, - давайте их максимально использовать!
Или: - Почему ты не дал ответ, ты ведь его знал?..
- Ну… Не знаю… Не один ведь я знал…

Тут сразу вспоминается хорошее выражение: “Скромность – это качество, которое могут позволить себе только очень успешные люди”.
То есть – не будьте настолько скромными, чтобы не быть преуспевающими!

Открытое подсознание [Как влиять на себя и других] Свияш Александр Григорьевич

Глава 1. Что такое тренинг и зачем он нужен

Глава 1. Что такое тренинг и зачем он нужен

Мудрость не всегда приходит с возрастом.

Бывает, что возраст приходит один.

Дени Дидро

Эта книга имеет подзаголовок: книга - тренинг. Что это значит? Это означает, что она предназначена не только для чтения, но и для практической работы, тренировки. В конце каждой главы даются конкретные задания , которые помогут вам наладить контакт с вашим подсознанием и тем самым научиться влиять на себя. А если постараться, то и на других.

Причем это не будут приемы жесткого влияния из НЛП (нейро - лингвистического программирования), а совсем другие подходы. НЛП рассматривает человека как «черный ящик», которым можно управлять с помощью специальных процедур. Это чисто кибернетический подход.

У нас – психология

У нас подход совершенно другой, психологический.

То есть мы рассматриваем, что такое психика человека, как примерно она функционирует (в рамках авторской модели, разумеется). И что нужно сделать, чтобы она функционировала нужным нам образом. То есть если мы захотим что-то изменить в себе, например, развить в себе решительность или улучшить отношения с деньгами, то у нас это получится.

Эти изменения в себе вы будете производить сами , вполне осознанно и понимая, к каким результатам вы должны прийти.

Эта книга является частью методики Разумного пути, то есть использует такой подход, когда вы включаете свой разум (осознанность, рациональный ум) и используете его для достижения своих целей. Вы сами выбираете, что вам нужно изменить в себе, и сами совершаете действия, чтобы получить желанный результат.

Есть много разных путей

Существует множество других путей внутреннего развития, которые мы не будем использовать.

Мы не используем подходы, которые дают индийские гуру – когда вы игнорируете свой ум и пытаетесь только слушать свою душу. Мы считаем, что наш ум – это очень мощный инструмент познания и преобразования мира, и отказываться от него есть более чем странное решение. Возможно, что пару тысяч лет назад, когда уровень науки и техники был очень низким, это был прекрасный путь, но сегодня он явно устарел.

Мы не используем подходы, когда вы все свои проблемы решаете путем обращения к внешним авторитетам, будь то очередной гуру, ясновидящая, гадалка или астролог. Все это возможно, просто мы считаем, что нужно думать своей головой . И что очень странно, когда ты СВОЮ жизнь доверяешь какому-то ЧУЖОМУ человеку.

Мы не используем религиозные подходы, когда вы все делегируете Богу и позволяете ему как-то управлять вами. Это хорошо в монастыре, но в реальной жизни неплохо самому строить свою жизнь и самому идти к своим целям.

Мы не используем подходы ортодоксального материалиста, который позволяет себе опираться только на то, что, как он считает, признала наука. Эти люди обычно не знают, что большинство основоположников психологических и философских теорий всегда признавали, что в нашем мире существует НЕЧТО, что не является материалистическим объектом. Но тем не менее вполне реально влияет на наш мир и на людей в частности. Эти мистические прозрения скрываются за вроде бы научными, но не имеющими четкого значения терминами «архетип», «коллективное бессознательное» и прочими.

В методике Разумного пути допускается, что реальные возможности ЛЮБОГО человека значительно превышают то, что он позволяет себе использовать.

Чтобы научиться чуть-чуть больше использовать свои скрытые возможности (точнее, сверхвозможности), вам нужно будет тренироваться. То есть выполнять те Задания, которые будут приводиться в конце каждой главы.

Вы можете проигнорировать эти Задания и свести работу с книгой к банальному чтению.

Тогда тренинга не получится. И вы не получите тех результатов, которых могли бы достичь.

Это будет ваш выбор.

Вы имеете полное право ничего не делать и ничего не развивать. Зачем тогда вы купили эту книгу?

Давайте подробнее узнаем, что же такое тренинг, и какими они бывают.

Что такое тренинг?

Тренинг – это одна из современных форм интенсивного обучения. Во всем мире тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Обычно тренинг проводится в группе от трех - пяти до нескольких сотен человек. Все они взаимодействуют с другими участниками, выполняют персональные, групповые и общие задания, и так далее. В общем, живут коллективной жизнью.

Очень важные люди, которые не могут позволить себе резвиться или обучаться в толпе, заказывают себе «персональный тренинг». То есть один тренер работает с одним учеником. Обычно это очень дорогое развлечение.

Работая с этой книгой, вы получите персональный тренинг . То есть вы уже сейчас можете смело ощущать себя VIP- фигурой. Если, конечно, вы выберете тренироваться.

Ниже будет представлена некоторая информация о типах групповых тренингов. Если вы твердо знаете, что никогда и ни при каких условиях не пойдете на групповой тренинг, то можете смело переходить к следующей главе. Одна учтите, что на групповой тренинг могут пойти ваши дети или знакомые, и вы сможете быть им полезными, если будете понимать, что же это такое.

Отличие от семинаров и обычного обучения

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе занятий.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить полученные знания – на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то свою личную проблему, с которой они не могли справиться самостоятельно длительное время.

Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков – из - за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.

Виды тренингов по принципам набора

По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги – это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес - тренинги).

Оплата работы тренера проводит компания.

Виды тренингов по целям

В целом все групповые тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.

Тренинги навыков

Цель тренинга навыков – дать участникам конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.

Таких тренингов множество.

Прежде всего сюда относится большинство бизнес - тренингов , где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, тайм - менеджмент и многое другое.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, стресс - менеджмента, скорочтения и так далее.

Это тренинги в большинстве своем ментальные, поскольку направлены на закладывание в память и подсознание человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее). Хотя элементы тренировки полученных знаний будут обязательно.

Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками.

Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко выполнить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

Трансформационные тренинги (тренинги личностного роста)

Цель тренинга – выйти из проблемной ситуации, открыть для себя новые возможности.

К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Обычно прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т. д.), поэтому он называется «трансформационным».

Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то знания и навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанные с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что кто-то им может помочь, на такие тренинги не ходят.

Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привела их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми («Как перестать переживать»), повышение самооценки, создание семьи («Как выйти замуж»), повышение сексуальности («Школа гейши»), изменение отношений с деньгами («Как стать магнитом для денег»), поиск призвания («Как найти свое дело») и так далее.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы – ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар», где нужно выбрасывать за борт участников игры), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Иногда вводятся очень строгие правила по посещению занятий, вводятся штрафы за опоздания. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов. Иногда компании заказывают корпоративные трансформационные тренинги для своих сотрудников. Обычно это тренинг командообразования, проводимый в форме коллективного преодоления сложных препятствий (например, «Веревочный курс»).

Психотерапевтические тренинги

Цель тренинга – устранить неприятное психическое состояние. Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений – чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее.

В ходе тренинга его участники выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.

Тренинги духовного развития

Цель тренинга – дать новое мировоззрение, новую систему ценностей. В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели. Часто в основе таких тренингов лежат различные эзотерические теории.

Например, йога, даваемая в финес-центрах, – это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучения, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг «Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам», тренинг «Третий путь» и так далее.

Особенность тренинга – он имеет ограниченный срок. Если вам предлагается длительный цикл занятий, то это уже не тренинг, а что-то другое.

Оздоровительно - развивающие тренинги

Цель тренинга – дать навыки по повышение возможностей нашего тела. Сюда не относится подготовка спортсменов – она ставит своей целью победу в соревнованиях.

В ходе оздоровительно - развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения – свое тело. Иногда оздоровительно - развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе (тренинг телесной психотерапии, например).

К оздоровительно - развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги («Мужская сила») и так далее.

На этом классификация наиболее популярных групповых тренингов завершается. С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны, к тренингам могут примыкать различные религиозно - духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия – для привлечения к себе людей. Сюда относятся учения многочисленных индийских Учителей, школа Гурджиева или различные группы, изучающие восточные или славянские духовные и религиозные практики.

Будьте внимательны

И еще. Сегодня появились довольно активные религиозные организации, которые под видом тренингов личностного роста или духовного развития могут завлекать вас в эту организацию.

То есть вы находите каким-то образом объявление о проведении тренинга по освоению энергетических практик, искусству тантры или освоению фэн - шуй, и идете туда. Там действительно проводится такой тренинг, но тренеры явно или скрытно будут приглашать вас познакомиться с Истиной, восславить какого-то Учителя или поехать к ним в ашрам. Все это обычно скрывается за эзотерическими терминами и ссылками на тайные знания, полученные от Учителя.

Скорее всего, вас очень аккуратно и профессионально будут вовлекать в религиозную организацию закрытого типа, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Это не тренинги.

Поэтому будьте внимательны, пользуйтесь услугами только тех тренеров и тренинговых центров, о которых вы узнаете из заслуживающих полного доверия источников. Иначе вместо желанного духовного развития вы можете получить большую духовную травму.

Например, в Ассоциацию профессионалов развития личности (принимают только отдельных тренеров или тренинговые центры, имеющие опыт работы не менее двух лет и получившие рекомендации двух других участников Ассоциации. Это закрытое профессиональное тренерское объединение, гарантирующее высокое качество услуг.

На этом рассмотрение вопроса о том, что же на самом деле является тренингом, мы заканчиваем. Надеюсь, у вас сложилось некоторое представление об этом виде развивающего процесса.

И подводим первые в этой книге итоги.

ИТОГИ

1. Тренинг – это интенсивная форма образовательного процесса, в ходе которого участки получают практические навыки или результаты того, чему посвящен тренинг.

2. По принципам набора участников тренинги делятся на открытые и корпоративные.

3. По целям, которые достигаются в ходе тренинга, они делятся на:

# тренинги навыков;

# трансформационные тренинги (тренинги личностного роста);

# психотерапевтические тренинги;

# тренинги духовного развития;

# оздоровительно - развивающие тренинги.

4. По степени жесткости используемых инструментов они делятся на:

# мягкие, исключающие психотравмы;

# средней жесткости, использующие чуть более провокативные инструменты;

# жесткие, использующие жесткие и провокативные методы воздействия на психику участников.

5. К тренингам близко примыкают другие формы образовательной или духовно -развивающей деятельности, которые не обладают признаками тренингов и не являются ими.

Тренируемся жить

Задания для самостоятельной работы

Эта глава получилась чисто информационная. Поэтому задание будет совсем простым.

Если вы посещали какие-то тренинги, то попробуйте разложить их по приведенной выше классификации. Это был открытый или корпоративный тренинг? Это был тренинг навыков или трансформационный тренинг? Какие навыки и знания вы вынесли оттуда? Оказался ли он вам полезным? Соответствовал ли результат тренинга тому, что вы читали в рекламе о нем? Как вы использовали результаты тренинга? Как вы считаете сейчас, оправдал ли тренинг ваши ожидания? Оправдались ли ваши вложения (в оплату тренинга), какие осязаемые результаты вы получили? Устраивает ли вас соотношение затраты / результат?

Если тренингов было несколько, то проанализируйте их все по этим показателям. Если вы никогда не были на тренинге, то зайдите на какой-то сайт тренингового центра и проанализируйте предлагаемые там тренинги по приведенной выше классификации.

Из книги Тайная книга для женщин, или Как управлять мужчиной автора Колесов Евгений

Зачем вам нужен мужчина Если бы женщины не любили вас, мужчин, за ваши недостатки, то что было бы с вами? Оскар Уайльд Вот вопрос, который в разное время приобретает для женщины различный смысл.В самом юном возрасте это, конечно, любовь, то есть взаимное влечение, «резонанс

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

1. Зачем нужен диагноз? Для многих людей, в том числе для некоторых терапевтов, слово “диагноз” – “плохое” слово. Все мы знаем о неправильном использовании психодиагностических формулировок: сложная личность легкомысленно упрощается интервьюером, который испытывает

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Зачем нужен мозг? Когда-то мозг сравнивали не совсем точно с телефонным коммутатором; в самом деле, он устанавливает связи между мыслями, а также между происходящими событиями и нашими реакциями на эти события. Даже в этом отношении мозг устроен гораздо сложнее, чем все

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Зачем женщине нужен Муж? Хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа я… Песня такая Муж обычно привлекает женщину как возможный Душевный друг, Опора и Защитник, Любовник, Спонсор, Обустроитель дома и Отец. И ответ будет зависеть от того, что из этого списка ей важно в первую очередь,

Из книги Между мойкой и койкой, или Лекарство от женской доли автора Мануковская Катя

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Зачем нужен информационный культуризм? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала определить, в чем состоит главная ценность «человека работающего»? Очевидно, в том: что он практически знает, или каким уровнем знаний обладает – низким, средним или высоким; что он

Из книги Дисциплинированный трейдер. Бизнес-психология успеха. автора Дуглас Марк

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

Зачем нужен гипноз Гипноз, или гипнотический транс – это состояние, в котором все психические и физиологические резервы концентрируются на одной задаче. Эта задача заключается в том, чтобы как можно глубже воспринять сигналы-команды, подаваемые гипнологом. Во время

Из книги Как правильно воспитать своего мужа автора Леонов Владимир

Зачем умной женщине нужен муж Перед тем, как сесть за написание этого раздела, я провел небольшой эксперимент. Тридцать замужних женщин разных возрастов (от двадцати трех до семидесяти шести лет) по моей просьбе ответили на один и тот же вопрос: «Зачем вам нужен муж?»

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Зачем мне нужен режим дня? ЭТО ВАЖНО! Составь свое расписание так, чтобы тебе прежде всего было удобно. То есть чтобы в нем были учтены не только школьные занятия и домашние задания, обеды и ужины, но и твои увлечения в свободное время. Режим дня необходим тебе для того,

Из книги Психологическая война автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Кому и зачем нужен антисоветский миф Антисоветский миф как конкретное средство политики и идеологического, психологического манипулирования общественным сознанием выполняет вполне определенную, конкретную функцию в буржуазном обществе. Посредством ее осуществления

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

Что такое лайф-коучинг и зачем он мне нужен? Лайф-коучинг – это техника, обеспечивающая вас информацией и инструментами, которые необходимы для достижения успеха и развития личности. Простые, но эффективные рекомендации помогут вам научиться брать на себя

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Глава 1 Как самостоятельно входить в гипнотический транс? Зачем нужен

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Зачем нужен интеллект? Природа дала человеку очень мало шансов выжить. Представьте, что вы оказались в джунглях. Без одежды и без оружия. С ближайшей ветки на вас лениво смотрит леопард. В траве проползает шестиметровый питон. На берегу реки греется пара крокодилов. В небе

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Из книги Хочу ребенка. Как быть, когда малыш не торопится? автора Кавер Ольга Дмитриевна

Глава 5 ТВОИ ИСТИННЫЕ ЖЕЛАНИЯ: ЗАЧЕМ ТЕБЕ НУЖЕН РЕБЕНОК? Разобравшись в своих истинных устремлениях, мы переходим к одному из ключевых вопросов: зачем на самом деле тебе нужен ребенок? Задай себе этот вопрос: какой ответ первым приходит тебе в голову? Все не так просто и

Все больше и больше современных руководителей начинает понимать, что определяющая роль в развитии компании, а также обеспечении ее постоянной конкурентоспособности на действующем рынке отдается коммуникативным и профессиональным качествам ее сотрудников. При этом одним из наиболее эффективных, а потому популярных способов увеличения профессионального уровня специалистов организации является проведение корпоративных тренингов.

Что такое корпоративные тренинги?

Тренинг представляет собой специализированную форму обучения, главной целью которой является развитие или изменение навыков и установок человека для того, чтобы обеспечить более эффективную его деятельность.

Основной задачей проведения корпоративных тренингов является постоянная выработка конкретных умений и навыков специалистов, которые позволят им более эффективно управлять организацией, вести продажи и выполнять другие задачи. В преимущественном большинстве случаев проведение таких тренингов осуществляется через различные упражнения, групповые дискуссии, ролевые игры, а также психогимнастику и еще множество других мероприятий.

От более традиционных форматов обучения на подобии семинаров или же лекций тренинги отличаются тем, что все участники находятся в состоянии непрерывной активности, и главная задача здесь 0 это получение практических навыков, которые можно будет использовать сразу после окончания такого курса. Процедура обучения представляет собой выполнение определенных задач, анализ полученного опыта, а также обратную связь между всеми участниками, благодаря чему каждый сотрудник получает возможность для того, чтобы оценить успешные или же неуспешные методы работы в своей сфере.

Тренинговая атмосфера предусматривает максимальную концентрацию опыта и знаний не только каждого участника группы, но и самого тренера. Все полученные знания достигаются в максимально тесной взаимосвязи с практикой, что позволяет усваивать их без особых усилий, а также немедленно использовать в ближайшем будущем. При этом стоит отметить тот факт, что время участия в тренинге довольно часто принято воспринимать довольно субъективно, ведь большая насыщенность таких мероприятий создает впечатление, будто они протекают невероятно быстро, но при этом дают много значительных жизненных знаний.

Основные виды тренингов

Стоит отметить два наиболее распространенных типа тренингов:

  • Тренинг коммуникативной компетентности

Такие занятия предназначаются для того, чтобы человек мог освоить основные приемы эффективного взаимодействия с клиентами. В данном случае перед группой могут ставиться самые разные задачи, включая развитие навыков поведения в конфликтной ситуации, увеличение уровня обслуживания клиентов и множество других.

  • Тренинг профессиональных умений

Является полезным как для опытных профессионалов, так и для начинающих сотрудников. Позволяет развить собственный потенциал и проанализировать преимущества и недостатки используемого подхода.

Если вам интересно узнать больше о том, как проводят тренинги профессиональные специалисты, рекомендуем посетить сайт

", 2012, N 1

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТРЕНИНГИ?

Бизнес-тренинги. Настолько ли они необходимы, чтобы тратить на них силы и средства? И если тренинги необходимы, то какие выбрать и как применить полученные знания на практике? Как преодолеть сопротивление переменам в своей организации, ведь перемены неизбежны, если мы хотим внедрить что-то новое и решить имеющиеся проблемы? Советы, рассуждения, комментарии наших экспертов в продолжение разговора, начатого в N 24/2011 журнала "Управление персоналом" Людмилой Карклэ и Анной Измайловой.

Александра Косулина:

В вопросах развития и обучения персонала очень важно точное определение потребностей и пробелов, которые необходимо с помощью этого обучения восполнить. Чем тщательнее и внимательнее проводится диагностика перед обучением, тем оно результативнее. Именно на этом этапе появляются ответы на вопросы: нужен ли тренинг и зачем, кого и чему учить, как долго учить; формируются группы обучающихся в зависимости от их уровня, стоящих перед ними задач, имеющихся потребностей.

Зачастую непосредственный руководитель не может четко и однозначно сформулировать, какое именно мероприятие по развитию требуется. Однако он всегда может сказать, какие проблемы необходимо решить, что именно не устраивает его в данный момент. И уже на основании этой информации грамотный HR-специалист или привлеченная компания-провайдер должны предложить обучающее, развивающее мероприятие, тренинг, мастер-класс, встречу по обмену опытом, фасилитационную сессию или другой наилучшим образом подходящий формат.

Александр Токарев:

Обучение - это отдельная профессия. Человек может быть прекрасным управленцем, но неспособным передать свои знания другим. Поэтому для организации обобщения и передачи опыта следует приглашать соответствующих специалистов. Разбор происходящих в компании процессов также поможет выявить имеющиеся недостатки, что будет дополнительным положительным фактором. Участие в тренингах руководящих сотрудников обязательно, без их участия эффект от работы тренера может быть сведен к нулю.

Чем выше уровень мастерства руководителя, тем больше планов личности активируется при работе. Поэтому в силу разницы между людьми программы и стили обучения должны отличаться. В данном вопросе полностью поддерживаю Людмилу Карклэ. Длительность обучения необходимо привязывать к эффективности. Любое обучение - нелегкий процесс, но он не должен продолжаться дольше, чем требуется для решения поставленных задач.

Оценить эффективность обучения действительно сложно, в этом я солидарен с Анной Измайловой. Построение системы оценочных критериев перед началом обучения, конечно, необходимо, но эффекты от тренингов могут выходить за рамки этих критериев и тем не менее влиять на жизнь компании. С учетом того что результаты могут проявляться не сразу, в какой-то степени допустимо ориентироваться на предыдущий успешный опыт тренера, а также реакцию учеников. Даже общий психологический климат может свидетельствовать об успешности программы или ее неэффективности.

Ни один, даже самый гениальный тренер не может решить всех поставленных миром задач. Специализация - ключ к повышению эффективности. При современном многообразии подходов, методик со стороны тренеров и разнообразии персоналий и структур организаций необходимо искать таких исполнителей, которые специализируются именно в области решения поставленных задач.

Опыт показывает, что если человек ставит перед собой цели и прилагает усилия, то рано или поздно он их достигнет. Задача тренера - помочь ускорить этот процесс, подсказывая те моменты, которые лучше видны со стороны или уже являются опытом тренера.

Постановка задачи - один из самых ответственных моментов. Непросто определить, какой тренинг и какому отделу нужен в данный момент. Необходим этап оценки текущего состояния компании и определения проблемных участков. Это отдельная работа, которую должен выполнять специалист. Если все проблемы видны изнутри организации, то чаще всего она справляется с ними собственными силами.

Василий Пигин:

Полностью согласен с Людмилой Карклэ в том, что необходим переход от группового обучения к индивидуальному. Принцип группового, недифференцированного обучения заключается в лечении всех одними таблетками, и нет никаких гарантий, что всем помогут именно эти таблетки.

Групповой тренинг, даже проводимый самым опытным и высококвалифицированным тренером-доктором, поможет лишь нескольким слушателям, но не всей группе. Причина кроется лишь в том, что, несмотря ни на что, все люди разные и к каждому нужен свой подход в зависимости от потребностей и функциональных особенностей деятельности.

Мы можем учесть такие потребности при проведении группового обучения и сэкономить на индивидуальном формате, но для этого необходимо провести предтренинговую подготовку, которая позволит понять потребности сотрудников и разделить их по группам, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность и предложить подходящее "лекарство" каждой группе участников.

Лиза Головина:

Людмила Карклэ и Анна Измайлова дали практически исчерпывающее описание типов тренингов, тренеров и качеств, необходимых обеим сторонам для успеха мероприятия. Добавлю лишь несколько моментов, которые касаются технической стороны процесса.

При выборе поставщика и подготовке обучения очень важно вовлечь в процесс три стороны, работающие над единой целью - развитием бизнеса: отдел персонала, руководителя заказывающего подразделения и представителя специалистов из самого подразделения. Хорошо, если будет ясно сформулирована цель обучения: избавиться от определенных проблем, приобрести определенные умения, изменить отношение к определенным вещам. Далее важно провести переговоры с поставщиком тренинговой услуги в присутствии всех заинтересованных сторон. Отдел персонала видит общую ситуацию в компании, руководитель - проблемы отдела, а специалист - нужды и особенности свои и своих коллег. В таких переговорах, в атмосфере сотрудничества можно и ясную цель обучения сформировать, и программу тренинга согласовать, и даже измеримые показатели успеха тренинга выработать.

Далее необходимо, чтобы перед обучением руководитель обсудил свои ожидания со всеми сотрудниками - участниками тренинга. Важно, чтобы разговор произошел лично и строился в форме бутерброда: какое поведение сотрудника удовлетворяет руководителя, а какое он хотел бы изменить. Такой разговор должен проходить один на один, потому что публичную критику людям воспринимать очень сложно, а в интимной обстановке они смогут услышать и принять во внимание замечания руководителя.

После тренинга также важно, чтобы руководитель побеседовал со своими подчиненными. Что нового они узнали? Что было полезным? Что они применят? Каких результатов ожидают? Какая поддержка им в этом понадобится?

Не секрет, что иногда вложенные в обучение средства не возвращаются, потому что полученный на тренинге эффект в компании не закрепляется. Если результаты отслеживать, то можно, во-первых, повысить эффективность обучения, а во-вторых, узнать что-то новое о своем подразделении и организации. А узнав, улучшить!

Мила Бырко:

Предлагаю рассмотреть вопрос эффективности обучения на примере Модели изменений Стивена Кови: результаты, которые человек получает, зависят от его действий, а действия напрямую зависят от того, как он понимает, видит и интерпретирует окружающий мир (от его парадигм).

Таким образом, если действия человека являются следствием его представлений, то объектом воздействия тренера должны являться, в первую очередь, парадигмы участников и только затем знания и умения.

Распространенные парадигмы, с которыми тренеры нашей компании сталкиваются в своей работе: "В моей организации от меня ничего не зависит", "Главное - результат, способы его получения менее важны", "Цели формулировать не нужно, т. к. внешняя среда очень изменчива", "Источник проблем нашей компании/отдела вовне". Можно ли без изменения подобных представлений переходить к освоению знаний и отработке умений?

В эффективную тренинговую программу всегда заложен "сдвиг парадигмы" (исключения составляют группы участников, пришедшие за конкретными инструментами, установки этих людей не нуждаются в коррекции, т. к. они уже находятся на стадии осознанной некомпетентности и готовы к изменениям). Обычно такое воздействие на участников ассоциируют с программами, направленными на развитие лидерства, однако этот подход в равной степени должен быть применен и к тренинговым программам, традиционно считающимся "навыковыми".

В качестве примера возьмем популярную программу "Ситуационное руководство". Парадигма участников: "Если хочешь получить предсказуемый результат со стороны подчиненного, необходимо осуществлять детальный контроль". Освоение технологии без изменения подобной парадигмы просто бессмысленно, т. к. данная программа направлена на изучение применения различных стилей руководства в зависимости от уровня готовности сотрудника, где "инструктирующий" стиль лишь один из возможных.

Другой пример: тренинг "Консультативные продажи". Парадигма участников: "Продажи - это хорошо проведенная презентация продукта/услуги, т. к. потребности наших клиентов мы и так знаем". Очевидно, что технология, целью которой является выявление и формирование потребностей клиентов, не будет в дальнейшем востребована и применена сотрудниками в своей работе без изменения данной парадигмы.

Таким образом, работа с парадигмами участников в процессе тренинга качественно повышает вероятность применения в практике сотрудников освоенных знаний и умений, а значит, их дальнейшую трансформацию в навыки.

Возникает вопрос: если тренер, целенаправленно воздействуя на парадигмы участников, значительно повышает эффективность программы, то почему такая практика применяется крайне редко?

Работа с парадигмами требует исключительно профессионального уровня ведущего. Представления человека формируются годами и являются следствием среды и предшествующего опыта, поэтому, как правило, очень ригидны. Для их коррекции требуется особое тренерское мастерство: правильная ролевая модель (тренер сам должен воплощать принципы, к которым призывает участников); готовность работать с сопротивлением группы; высокая скорость мышления и безупречные навыки ведения групповой дискуссии.

Ирина Рыженкова:

Тренинги, помогающие решать задачи карьерного роста молодых специалистов и руководителей, должны быть "сшиты под заказ", иначе они не помогут участникам определиться с направлениями профессионального и личностного роста. Во многом успех адаптации тренинговых программ под конкретный запрос зависит от качества предтренинговой диагностики. Сегодня появилось много новых технологий такой диагностики - не только анкетирование или интервью, но, например, тестирование on-line или коуч-сессия.

С развитием тренингового рынка все чаще компании-заказчики уходят от стандартных тем и программ и все чаще заказывают адаптированный вариант даже для серийных тренингов. Что же касается разовых тем (например, "Формирование стратегии развития"), то сегодня разнообразие переходит в сферу формата, это уже не просто тренинг, а тренинг - мозговой штурм.

Тренинг по любой тематике (конечно, если это грамотный тренинг) всегда дает сильный мотивационный эффект для участников. Ведь тренинг - это возможность "посмотреть со стороны" на свою работу, заново оценить и переоценить ее преимущества и недостатки, увидеть варианты дальнейшего развития.

Анна Иванова:

Не думаю, что использовать тренинг как центр оценки - это эффективно. У тренинга есть четкая цель - обучить. Сотрудники, пришедшие на тренинг и догадывающиеся, что их при этом будут еще и оценивать, все свое внимание направят на создание нужного впечатления (при том что кто знает: какое именно впечатление нужно?), а не на формирование необходимого навыка или усвоение материала, которому посвящен тренинг. Ведь не секрет, что во многих компаниях тренинги воспринимаются как дополнительная и не очень нужная нагрузка, отвлечение от работы. Управление талантами, формирование кадрового резерва - это очень важные задачи, которые не стоит смешивать с другими. Так, если необходимо определить кадровый резерв, то критерии включения в кадровый резерв должны быть ясными и гласными. Это могут быть показатели результативности деятельности (KPI), наблюдение на рабочем месте, ассесмент, интервью, характеристика руководителя и т. д., и вот когда уже сотрудник вошел в кадровый резерв, его посылают на тренинг. Тогда это обучение воспринимается совершенно по-другому и отдача от него гораздо выше.

Не совсем согласна с тем, что при коротком обучении получается быстрый результат, а при длительном - фундаментальный, стабильный. Если брать цикл обучения по Колбу, то обучение проходит через цепочку "получение конкретного опыта - наблюдение и размышление - образования абстрактных понятий - проверка представлений в новых ситуациях" и далее повторение на новом уровне. Идеальный тренинг включает в себя все стадии, но не все они могут иметь место в течение одного события (например, аудиторного тренинга). Обучение может быть очень коротким - например, двухчасовой мастер-класс, но его обучающий эффект может длиться не один месяц.

Ольга Грязнова:

Дело в том, что, как и во многих других областях, наблюдается кадровый голод в специалистах в области логистики. Этот голод проявляется не только среди рядовых менеджеров, но и среди руководителей отделов и директоров по логистике. Соискатели, претендующие на должность, далеко не всегда соответствуют профилю сотрудника.

Поэтому и здесь тренинги и семинары, кроме основных инструментов, дают еще и направление саморазвития в тех областях, в которых не хватает знаний и опыта. Тем более в быстро меняющихся и развивающихся сферах деятельности. Тренинги позволяют структурировать уже имеющейся опыт и получить новую информацию о развитии технологий в области управления и логистики. Внешние тренеры изначально нацелены на исследование современных технологий и должны и далее тиражировать их с максимальной адаптацией к потребностям заказчика. Самим логистам в связи с большим объемом текущей работы изучать и собирать современные технологии гораздо сложнее.

Алла Уварова:

Вне зависимости от того, на что направлен тренинг - на развитие личной эффективности или на повышение профессиональных навыков, он должен решать две задачи:

Получение новой информации и приобретение компетенций;

Систематизация имеющихся знаний и опыта.

Получение новой информации необходимо для рядовых специалистов и менеджеров среднего звена, а систематизация имеющегося практического опыта актуальна для руководителей.

Задачу обучить рядовых сотрудников реализовать просто: нет знаний, а срочно нужно - идите учиться на такой-то тренинг или семинар.

С повышением квалификации руководителей все обстоит существенно сложнее. Не всякий руководитель готов признать, что его знаний и опыта может быть недостаточно для принятия эффективных решений.

Для каждой группы сотрудников необходимо найти индивидуальный подход, чтобы стимулировать их потребность и желание развиваться, совершенствовать профессионализм и строить дальнейшую карьеру.

Беседовала

Н. Тараканова

Подписано в печать