Бытовая сказка каша из топора читать. Литературоведческий анализ сказки "каша из топора"
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
Заходи, служивый.
А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
Ну, нет так нет, - солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор. - Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
Как так из топора кашу сварить?
А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
Ну, как? - спрашивает старуха.
Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль вот только, что посолить нечем.
Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!
Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
Бери, заправь как надобно.
Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат. - Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
Служивый! Когда ж топор будем есть?
Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат, - где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
– Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
– Заходи, служивый.
– А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
– Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
– Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
– Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
– Как так из топора кашу сварить?
– А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
– Ну, как? – спрашивает старуха.
– Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
– Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
– Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
– Бери, заправь как надобно.
Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
– Ох, и каша хороша! – облизнулся солдат.
– Как бы сюда да чуток масла – было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
– Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Литературоведческий анализ
русской народной сказки «Каша из топора»
Краткая характеристика времени написания.
Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2. Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки - обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3. Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.
4. Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
5. Идея раскрывается через:
А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!
Б. Композиция.
Зачин. « Старый солдат шёл на побывку.»
Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. « Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В. Характеристика действующих лиц
Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).
Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного человека!/ Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/ Ох, и каша хороша!/ Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
6. Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата - Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.
Кашица из топора
Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
- Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.
А старуха в ответ:
- Вот там на гвоздике повесь!
- Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
- Где хошь, там и заночуешь!
- Ах ты старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! - И полез было с кулаками. - Подавай на стол!
- Да нечего, родимый!
- Вари кашицу!
- Да не из чего, родимый!
- Давай топор, я из топора сварю! «Что за диво! - думает баба. - Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!» Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:
- Всем бы кашица взяла, только бы малую толику крупы подсыпать!
Баба принесла ему крупу. Опять варил-варил, попробовал и говорит:
- Совсем бы готово, только б маслом сдобрить! Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть!
Похлебали вдвоём кашицу. Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
- Да, вишь, он не уварился, - отвечал солдат, - где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унёс!
Русская народная сказка.
Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.
Много у русского народа сказок о бравом солдате, смекалистом да предприимчивом. Одна из них - "Каша из топора". Бытовая сказка о том, как солдат обманул жадную старуху. Вроде как есть в этой сказке мораль, что жадность - это порок, что жадным быть не хорошо, да и солдат в те стародавние времена чтили и уважали, как защитников. Но вдумайтесь, с какой стати старухе в тяжелое крестьянское время кормить бесплатно какого-то заблудшего солдата? Ну наврала, что еды нет, а может у нее была последняя горсть крупы и завтра старушка будет сидеть голодом? Сказал бы спасибо, что хоть переночевать пустили. А в обработке Афанасьева солдатик еще и топор у старухи забрал себе на "завтрак", это уж вообще грабеж средь бела дня. Только не придумайте сказать это своему учителю... Читаем сказку и делаем свои выводы.
Каша из топора
Русская народная сказка
Старый солдат шёл домой на побывку. Притомился в пути, есть захотел. Дошёл до ближайшей деревни, постучался в крайнюю избу:
Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отперла старуха:
Заходи, служивый...
А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Старуха богатая, да скупая, зимой льду не выпросишь:
Ох, добрый человек, сама сегодня ещё ничего не ела... Нет ничего!
Ну, на нет и суда нет, - говорит солдат.
Тут он приметил под лавкой топор без топорища:
Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить!
Хозяйка руками всплеснула:
Как так из топора кашу варить?
Дай-ка котёл, покажу тебе, как кашу из топора варят.
Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево, попробовал...
Ну, как? - спрашивает старуха.
Скоро будет готово, - отвечает солдат. - Жаль, что вот соли нет.
Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал:
Эх, кабы сюда да горсточку крупы!
Старуха принесла из чулана крупы:
Ну, на, заправь, как надо...
Варил, варил солдат, помешивал кашу из топора. Глядит старуха, оторваться не может.
Ох и хороша каша! - хвалит солдат. - Кабы сюда да чуточку масла, вовсе было бы объедение!
Нашлось у старухи и масло. Помаслили кашу.
Ну, бери ложку, хозяюшка!
Стали кашу есть, да нахваливать.
Вот уж не думала, что из топора эдакую кашу сварить можно! - дивится старуха.
А солдат ест, да посмеивается.
В этом варианте сказки, на мой взгляд, солдат повел себя более гуманно. Он не обзывал старуху и не отнимал у нее топор, а лишь хитростью выманил еды у жадной бабули:) А ниже та же народная сказка в обработке другого автора - Афанасьева. Вот там солдат чуть на старуху с кулаками не кидался, обозвал ее, топор увел... В общем, показал себя не с лучшей стороны. Как знать, может он вел себя как обычный солдат того времени... Но тогда и выводы из сказки другие.
Народная сказка в пересказе А.Н.Афанасьева
Каша из топора
Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
- Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.
А старуха в ответ:
- Вот там на гвоздике повесь!
- Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
- Где хошь, там и заночуешь!
- Ах ты старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! - И полез было с кулаками. - Подавай на стол!
- Да нечего, родимый!
- Вари кашу!
- Да не из чего, родимый!
- Давай топор, я из топора сварю!
«Что за диво! - думает баба. - Дай посмотрю, как из топора солдат кашу сварит!»
Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:
- Всем бы каша взяла, только б малую толику круп подсыпать!
Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:
- Совсем бы готово, только б маслом сдобрить!
Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашу:
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашу есть!
Похлебали вдвоем кашу.
Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
- Да, вишь, он не уварился, - отвечал солдат, - где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!