Брехт жизнь галилея анализ произведения. «Жизнь Галилея

Галилей показывает мальчику Андреа Сарти, сыну экономки своей и своему будущему ученику, на обычных примерах модель солнечной системы Коперника. Галилей рассказывает о том, что наступает период нового знания, период пересмотра всех известных истин и рождения новых идей.
Система Птолемея рассматривала землю как неподвижную, надёжную опору. Но теперь всё совсем не так: оказалось, что нет никаких опор - всё движется.


Мальчик не сразу доверяет Галилею, потому что придерживается глупой картины мира в том смысле, что земля не круглая, а плоская. Однако, все-таки Андреа в шутку повторяет эту «ересь» в школе. Этим сильно недовольна его мама, госпожа Сарти, являющаяся экономкой Галилея. Она поражается, когда узнаёт, что Галилей на самом деле разделяет эти идеи. Ведь она считала, что это все было выдумками сына. Но более всего интересовал тот факт, что Галилей не платит деньги молочнику и то, что у них есть долги.


Галилей показывает Андреа, что его взгляд наивный. Земля может двигаться, но при этом мы можем оставаться на ногах. В виде примера он втыкает щепку в яблоко, крутит его и объясняется, что выше низа щепки всегда находится её верх, как яблоко ни поворачивать. Галилей размышляет о новом в науке. Он сравнил исследователей науки с мореплавателями: раньше они плавали только вдоль побережья, но сейчас направляют корабли прямо в открытое море.


Андреа сообщает, что Людовико Марсили, богатый молодой человек, хочет прийти поучиться к Галилею. Галилей замечает, что для Людовико наука - это просто увлеченность. Людовико говорит о том, что наука открывает много диковинок. Он в Голландии видел какое-то устройство, в котором имеются две линзы: двояковогнутая и двояковыпуклая. Это устройство увеличивает предметы, на удивление Людовико. Галилей отправляет домой Людовико, а сам задумывается о чём-то.
Приходит Приули, который работает куратором университета в городе Падуе. Галилео просит надбавку к заработной плате. Однако куратор сообщает о том, что математика - это только развлечение для тех, кто её финансирует. Ему нужно радоваться тому, что имеет. Приули и Галилей начинают спорить между собой: куратор заявляет, что в Венеции инквизиция не преследует науку (а Джордано Бруно предали не как венецианца), поэтому имеется возможность творить свободно, а во Флоренции и по всей Европе вообще платят еще больше, но оказывают преследование. Галилео доказывает, что без денег наука тоже не сможет развиваться, и в такой свободе мало хорошего. Приули говорит, что если бы Галилей что-нибудь изобрёл, то тогда точно бы получил надбавку. Он вспомнил различные необходимые вещи, которые когда-то придумывал Галилей.
Галилей начал работать над подзорной трубой. Он разговаривает с Андреа. Тот пребывает от открытия Галилея в восторге, но учёный мальчика предостерегает, говоря о том, что это просто гипотеза, а апробировать ее пока никто не может. Галилей представляет мальчику трубу, и говорит о том, что она принесёт им пятьсот эскудо.
2

Галилей показывает публике своё новенькое изобретение - подзорную трубу. Все поражены и находятся в восторге. Галилею добавляют прибавку в жаловании. Но он был погружен в собственные мысли.
Любое открытие научное сначала имеет некий двойной смысл. Для непосвящённых это - только подзорная труба, польза практическая. Людовико начал думать, что Галилей просто обманул всех, потому что данные трубы уже продавали по всей Европе. Но только Галилей понимал, что он придумал абсолютно новое применение для этой трубы. А своей аферой он просто заработал денег на дальнейшее исследование. На самом деле, практическая польза - но не та, которой обычно радуются руководители города и военные.
3

В январе 1610г. Галилей со своим товарищем Сагредо наблюдают за Луной. Они рассматривают рельеф, видя, что Луна не изливает свет. В понимании Галилея Луна для Земли - то же самое, что Земля для Луны. Это противоречит иерархичной стройной системе Аристотеля, касающейся небесных сфер. Сагредо становится страшно, ведь за это сожгли Джордано Бруно.
Приходит куратор Приули, ругает Галилея за то, что он позорит его в этой истории с трубой. Галилей сказал, что тем самым он выигрывает время и деньги на другие обследования. Цель всегда оправдывает средства - вот основополагающий девиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить карты звёздного неба для навигации моряков, а это значительно поможет Венеции. Но куратор ничего больше не хочет слышать.
Галилео вместе с Сагредо стали наблюдать за спутниками Юпитера. Они точно убеждены теперь в том, что 4 спутника движутся вокруг Юпитера и заключают, что не существует никакой кристаллической сферы, к которой бы мог быть прикреплён Юпитер. Всё это подтверждает теорию Коперника. Галилей очень рад. Он хочет рассказать о новом открытии людям. Но Сагредо пытается предостеречь его, говоря, что люди не поймут. Галилей же предполагает, что свойство истины состоит в простоте и понятности.
Утром заходит Вирджиния, дочь Галилея. Галилей уже написал письмо Козимо Медичи, который является великим герцогом Флоренции. Он дает название спутникам Юпитера - Медичи.
4

Галилей и Андреа Сарти едут во Флоренцию и селятся во дворце Медичи. Андреа показал Козимо модель солнечной системы Коперника, но Козимо больше предпочитает систему Птолемея. Они подрались, и ломается птолемеевская модель. В это время входят Галилей, Философ, Математик и окружение Козимо. Математик с Философом не желают наблюдать, пока не обсудят, возможны ли в принципе такие явления, о которых рассказывает Галилей. Они противоречат идее Аристотеля. Математик и Философ не меняют своего мнения. Галилей не добился своей цели. Его наблюдения посылают на проверку патеру Кристоферу Клавиусу, являющемуся главным астрономом в Ватикане.
5

Во Флоренции бушует чума, а Галилей продолжал исследовать. Он не хочет оставлять свои записи и книги, поэтому решает остаться вместе с экономкой, госпожой Сарти.
Повсюду оцепляют кварталы. Еду и воду передают Галилею на шестах. Заболевает госпожа Сарти и её забирают. Внезапно она умирает. Возвращается помощник Андреа, он спрыгнул с кареты, чтобы остаться вместе с Галилеем. Галилей глубоко сочувствует мальчику, его даже сильно мучает совесть, ведь если бы он тогда уехал, то и мама Андреа была бы жива. Галилей продолжает работать.
6

1616г. Коллегиум Романум - исследовательский институт в Ватикане, подтверждает исследование Галилея.
Пока ожидают решения Клавиуса, монахи обсуждали ужасные следствия, если вдруг система Коперника будет доказана. Один из них сказал о том, что Земля также является звездой. И что нет ничего, кроме звёзд! Кардинал говорит, что человек является вершиной творения, центром вселенной, потому Земля - тоже является центром. Патер Клавиус в это время подтверждает правоту Галилея. Об этом тихонько говорит один из монахов.
7

В марте 1616г. инквизиция запрещает учения Коперника. Кардиналы стараются заверить Галилея в том, чтобы он отказался от своей идеи. Церковь вместе с Писанием вносят особое значение в жизнь многих людей, в особенности для простого народа, а Галилей подвергает сомнению прочно устоявшуюся картину всего мира. Кардиналы предложили Галилею остаться в области математики и применять свои наблюдения только для вычислений. Никто не запретил проводить исследования, но познать все до конца - нельзя. Но Галилея такой оборот дела не радует.
Кардинал разговаривает с Вирджинией, намекая ей на такое двусмысленное положение отца.

В Риме, во дворце флорентийского посла Галилей общается с монахом, который тихонечко рассказал ему о мнении папского астронома.
Монах рассказывает о своих родителях в Кампаньи. Они изо всех сил работают, страдают в бедности. И что станет с этими людьми, когда станет ясно, что тот смысл, который они в своих страданиях видели, - это только игра богословов, а не правда? Маленький монах искренне предостерегает Галилея. Но Галилей не соглашается с этим. Он считает, что наука способна открыть всем людям глаза. Новые изобретения улучшат людям жизнь и упростят труд. Но они ничего не стоят, если обычные люди невежествены.
Галилей всё больше наполняет свою речь социальным смыслом. Монах симпатизирует Галилею, который ведет, чуть ли не революционную проповедь, и в итоге отвлекается на его книги, просит что-то объяснить. Галилей с иронией восклицает: «Яблоко с дерева познания! Он уже грызет его». Монах становится его учеником.
9

Галилей восемь лет не может проводить изучения в своей любимой сфере. Он вместе со своими учениками занимается механикой. Однако вскоре он узнаёт о том, что кардинал Барберини становится папой Урбаном VIII. Галилей возвращается снова к исследованию астрономии. Ему пишут со всей Европы, задавая вопросы о солнечных пятнах. Он не может ими заниматься, потому что это - еще одна «запретная тема».
В это время появляется Людовико. Он так и не взял в жены Вирджинию. Он льстит Галилею, говоря о том, что Галилей наконец-то вернулся в сферу благоразумных исследований. Он и говорит о новом Папе. Именно в эту пору Галилей решил заявить о том, что хочет вернуться к прежним исследованиям. Причём будет проводить их на родном языке, а не на латыни, чтобы их могли понимать все. Галилей не может понять, как наука связана с его дочерью, но Людовико считает себя аристократом и не может жениться на дочери еретика.
10

В течение следующего десятилетия исследование Галилея сильно распространяется в народе. В карнавальную ночь 1632г. во многих поселениях при оформлении карнавального шествия применяются астрономические темы.

Люди напевают частушки, в которых осмеивается церковь и старые порядки. Галилея провозглашают разрушителем католицизма, героем. Возрастает напряженность.
11

В 1633 году Галилей со своей дочерью ожидают приём у великого герцога. Из-за усиленной работы Галилей потерял зрение. Вирджиния предупреждает отца о происках инквизиции. Приходит крупный делец Ванни. Он говорит о том, что в Европе уже совершенно другие порядки, что теперь все на его стороне. Он говорит Галилею о том, что герцог вовсе не друг ему. Ванни предлагает Галилею спрятаться. Но Галилей не хочет, так как любит комфорт.
Козимо на самом деле не помогает Галилею. Галилей сказал дочери, что уже подготовил побег. Но именно в этот момент их зовут в карету и везут в Рим.
12

Папа и кардинал решают обсудить жизнь Галилея. Кардинал требует применить к нему самые жёсткие меры. Папа же защищает Галилея. Несмотря на это, Папа не разбирается, как можно воспользоваться картами для навигации Галилея, если они составлены на основании ереси. Но кардинал говорит, что всё больше моряков хотят иметь звёздные карты Галилея. Папа, в итоге, соглашается с кардиналом, но предлагает припугнуть Галилея.
13

Процесс против Галилея закончен. За время процесса он изменился почти до неузнаваемости. Ученики от него отступают. Галилей болеет, видит совсем плохо.
В июне 1633г. Галилео по требованию инквизиции отрекся от своего учения о вращении Земли. Андреа возмущается таким отступничеством учителя.
14

С 1633 по 1642г. Галилей живёт около Флоренции в загородном доме, вплоть до смерти пребывая в качестве пленника инквизиции.
Вирджиния считает счастливой жизнь Галилея. Она за отцом ухаживает, ведь он стал почти слепым. Галилей разбирает какие-то отрывки из священного писания, которые ему присылают из Церкви. Вирджния записывает это, не подмечая иронии в ответах отца. Они находятся под наблюдением.
Приходит Андреа и говорит о своем уезде в Голландию. Он пришёл узнать, как тот себя чувствует. Но Галилей ненавязчиво открывает глаза Андреа. Галилей сберег себя для науки. Всё это время он писал по ночам свои «Discorsi». Андреа раскаивается в своём отношении к учителю. Галилей отдал ему свитки и дает напутствие, а вместе с ним всю науку передает.
Галилей говорит, что вовсе недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знание от человечества. Цель никак не оправдывает никакие средства, как он считал раньше. На первом месте - стоит человек, а знания, культура, цивилизация - второстепенны.
«Я считаю, что единственная цель науки - облегчить трудное существование человечества. И если учёные, запуганные корыстными властителями, будут довольствоваться лишь тем, что копят знания ради только знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые заботы».
15

В 1537 году Андреа уезжает из Италии. На границе его осматривают, но невнимательно: пограничникам не хочется пересматривать все книги. Во время досмотра мальчики, которые неподалёку играют, говорят о какой-то местной ведьме. Они спрашивают у Андреа, можно ли по воздуху летать. Они замечают сундук Андреа и сообщают пограничникам. Там ещё много книг, но пограничники его пропускают. Уже за границей Андреа кричит мальчикам: «Летать по воздуху нельзя на палке. Для этого к ней нужно хотя бы приделать машину. Но ее пока в природе не существует. Может быть, её и не будет никогда, потому что человек очень тяжёлый. Но, конечно, этого знать нельзя. Всё еще впереди!»

Краткое содержание пьесы «Жизнь Галилея» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Жизнь Галилея». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Жизнь Галилея

Действующие лица
Галилео Галилей.
Андреа Сарти.
Госпожа Сарти - экономка Галилея, мать Андреа.
Людовико Марсили - богатый молодой человек.
Приули - куратор университета в Падуе.
Сагредо - друг Галилея.
Вирджиния - дочь Галилея.
Козимо Медичи - великий герцог Флоренции.
Патер Кристофер Клавиус - астроном.
Теолог, Философ, Математик и др.

Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, будущему ученику, на простых примерах коперниканскую модель солнечной системы. Галилей говорит о том, что наступает время нового знания, время пересмотра всех прежних истин и рождения новых.

Птолемеевская система рассматривала землю неподвижной, надежной опорой. Сейчас всё не так, оказывается, что нет никаких опор - всё подвижно.

Мальчик не сразу верит Галилею, поскольку придерживается наивной картины мира (ведь земля-то плоская, а не круглая). Тем не менее, Андреа ради шутки повторяет «ересь» в школе. Этим недовольна его мать, экономка Галилея - госпожа Сарти. Она удивилась, когда узнала, что Галилей действительно разделяет эти идеи (она считала это выдумками сына). Но её больше интересует то, что Галилей не платит молочнику, что у них долги.

Галилей доказывает Андреа, что его взгляд наивен. Земля может быть подвижна, и мы можем при этом оставаться на ногах (втыкает в яблоко щепку, крутит его и говорит, что верх щепки всегда выше её низа, как ни поворачивай яблоко). Галилей рассуждает о новом в науке. Он сравнивает исследователей с мореплавателями: раньше они ходили только вдоль побережий, теперь направляют корабли в открытое море.

NB. Образ кораблей, уходящих в открытое море, как символ познания, - сквозной, будет встречаться и дальше.

Андреа говорит, что к Галилею хочет прийти учиться молодой богатый Людовико Марсили. Галилей видит, что для Людовико наука - лишь модное увлечение. Людовико говорит, что наука предлагает много диковинок. Он видел в Голландии некое устройство, в котором 2 линзы: двояковогнутая и двояковыпуклая. К удивлению Людовико, это устройство увеличивает предметы. Галилей отсылает Людовико, а сам о чём-то задумывается.

Приходит Куратор Приули из университета. Галилео хочет надбавки в жаловании. Но Куратор говорит, что математика, которую преподаёт Галилео, - это лишь забава для тех, кто её финансирует. Надо радовать тому, что есть. Куратор и Галилей спорят: Куратор говорит о том, что в Венеции науку не преследует инквизиция (Джордано Бруно выдали как не венецианца), есть возможность свободно творить, а во Флоренции и вообще по всей Европе платят больше, но преследуют.

Галилео говорит, что без денег наука тоже не может развиваться, и что мало хорошего в такой свободе. Куратор говорит, что если бы Галилей изобрел что-нибудь, то наверняка получил бы надбавку. Он вспоминает разные полезные вещи, которые Галилей придумывал.

Галилей работает над подзорной трубой. Он говорит с Андреа. Тот уже в восторге от открытия Галилея, но ученый предостерегает мальчика: это лишь гипотеза, проверить никто пока не может. Галилей показывает трубу мальчику, и говорит: «Это принесет нам пятьсот скуди».

Проходит презентация подзорной трубы. Все в восторге. Галилей получает прибавку в жаловании. Но он погружен в свои мысли.

Любое научное открытие имеет «двойной» смысл. Для непосвященных это лишь подзорная труба, практическая польза. Людовико уже начал понимать, что Галилей просто надул всех: такие трубы уже продаются по всей Европе. Но только сам Галилей осознал, что он придумал совершенно новое применение этой трубе. А на своей афере просто заработал денег на исследование. Действительно, практическая польза - но не та, которой радуются правители города и военные.

10 января 1610 года Галилей и Сагредо наблюдают Луну. Они видят рельеф, видят, что Луна не излучает свет. Галилей говорит, что Луна для Земли - то же, что Земля для Луны. Это противоречит стройной иерархичной системе небесных сфер Аристотеля. «Сегодня человечество заносит в летописи: небо отменено». Сагредо страшно: Джордано Бруно сожгли за это.

Приходит Куратор, ругается, что Галилей опозорил его в истории с трубой. Галилей говорит, что выиграл время и деньги на новые исследования. Цель оправдывает средства - главный девиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить навигационные карты звездного неба для моряков, а это очень поможет Венеции. Куратор не хочет больше ничего слушать.

Галилео и Сагредо наблюдают спутники Юпитера. Они убеждаются, что вокруг Юпитера движутся 4 спутника и делают вывод, что кристаллической сферы, к которой прикреплен Юпитер, не существует. Всё это подтверждает гипотезу Коперника. Галилей в восторге. Он хочет рассказать о новой истине людям. Сагредо предостерегает его: люди не поймут. Но Галилей считает, что свойство истины - простота и понятность.

Утром приходит Вирджиния. Галилей уже составил письмо герцогу Флоренции - Козимо Медичи. Он называет спутники Юпитера именами Медичи.

Галилей и Андреа Сарти переезжают в Флоренцию и поселяются во дворце Медичи. Герцог Козимо такого же возраста, как и Андреа. Андреа показывает Козимо коперниканскую модель солнечной системы, Козимо предпочитает птолемеевскую. Они дерутся, птолемеевская модель ломается. В этот момент входят Галилей, Математик, Философ и свита Козимо. Математик и Философ не хотят вести наблюдения, прежде чем не обсудят, возможны ли в принципе те явления, о которых говорит Галилей. Они противоречат Аристотелю.

Брехт иронично показывает шаблонность схоластического мышления профессоров через их речь. Математик и Философ остаются на своём. Галилей не достиг своей цели. Его наблюдения отправляют на проверку самому главному астроному Ватикана - Кристоферу Клавиусу.

Во Флоренции чума, но Галилей продолжает свои исследования. Галилей не хочет покидать свои записи и книги, он остаётся. С ним остаётся госпожа Сарти.

Кварталы оцепляют. Еду и воду подают Галилею на шестах. Госпожа Сарти заболевает, её забирают. Позже она умрет. Возвращается Андреа - он спрыгнул с кареты, чтобы остаться с Галилеем. Галилей сочувствует мальчику, его даже мучает совесть (если бы он уехал, то и мать Андреа осталась бы в живых). Галилей продолжает работать.

1616 год. «Коллегиум Романум» - исследовательский институт Ватикана - подтверждает открытие Галилея.

Пока ждут решения Клавиуса, монахи обсуждают ужасные последствия, в случае если коперниканская система окажется доказанной. Один их них говорит: «А теперь, по-ихнему, и Земля - это звезда. Нет ничего, кроме звезд! Мы еще доживем до того, что они скажут: нет различия между человеком и животным, человек тоже только животное; нет ничего, кроме животных!»

Кардинал говорит, что человек - венец творения, центр вселенной, и поэтому Земля - тоже центр. Клавиус тем временем подтверждает правоту Галилея. Об этом шепотом сообщает один из монахов.

Кардиналы Барберини и Беллармин пытаются убедить Галилея отказаться от своей теории. Они намекают на социальное значение его открытий. Церковь, Писание - всё это вносит смысл в жизни людей, особенно простонародья, а Галилей подвергает сомнению прочную картину мира. Кардиналы предлагают Галилею оставаться в рамках математики и использовать свои наблюдения лишь для вычислений, лишь как математическую гипотезу, модель. Никто не запрещает вести исследовать, но познать до конца - нельзя. Галилея это не устраивает.

Кардинал-инквизитор говорит с Вирджинией, намекая ей на двусмысленность положения отца.

Дворец флорентийского посла в Риме. Галилей беседует с маленьким монахом, тем самым, который после заседания «Коллегиума» шепотом сообщил ему мнение папского астронома.

Маленький монах говорит о своих родителях в Кампаньи. Они трудятся из последних сил, страдают в нищете. И что будет с такими людьми, когда выяснится, что тот смысл, который они видели в своих страданиях, - всего лишь игра богословов, а не истина? Маленький монах предостерегает Галилея. Но Галилей не хочет соглашаться с этим: наука откроет глаза всем людям. Прикладные изобретения, которые улучшат жизнь, упростят труд - бессмысленны, когда простой человек невежествен.

Галилей всё более наполняет свою риторику социальным смыслом: освобождение от рабства, угнетателей. Маленький монах явно симпатизирует Галилею, ведущему почти революционную проповедь, и в конце концов отвлекается на его книги, просит пояснить что-то. Галилей иронично восклицает: «Яблоко с древа познания! Он уже вгрызается в него». Монах становится учеником.

Галилей 8 лет не мог вести исследования в любимой сфере. Он и все его ученики заняты механикой. Но вот он узнаёт, что учёный-кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII. Галилей снова возвращается к астрономии. Ему пишут со всей Европы, спрашивая о солнечных пятнах. Он не мог заниматься ими, поскольку это была очередная «запретная тема».

Именно в этот момент появляется Людовико. Он так и не женился на Вирджинии из-за неблагонадежности будущего тестя. Он льстит Галилею, говорит о том, что Галилей наконец-то вернулся в лоно благоразумных исследований. Он-то и сообщает о новом Папе. Как раз в этот момент Галилей заявляет, что возвращается к своим исследованиям. Причем будет вести их на родном языке, а не на латыни, чтобы их поняли все. Галилей не может понять, как связана наука с его дочерью, но Людовико аристократ и не может жениться на дочери еретика. Галилею всё равно.

В течение последующего десятилетия учение Галилея широко распространяется в народе. Памфлетисты и уличные певцы подхватывают новые идеи. В карнавальную ночь 1632 года во многих городах в оформлении карнавальных шествий многих гильдий используются астрономические темы.

Люди поют частушки, в которых осмеивают церковь, старые порядки, в том числе и социальные. Галилей провозглашается разрушителем католицизма, героем. Нарастает напряженность.

1633 год. Галилей и его дочь ожидают приема у великого герцога. Из-за напряжённой работы Галилей теряет зрение. Вирджиния предостерегает отца от происков инквизиции. Приходит Ванни - крупный делец. Он говорит о том, что в Европе уже давно другие порядки, что всё купечество на стороне Галилея и против церкви. Он предостерегает Галилея: герцог не друг ему. Ванни предлагает Галилею скрыться. Но Галилей против: он слишком любит комфорт.

Козимо действительно не помогает Галилею. Галилей говорит дочери, что уже подготовил побег. Но как раз в этот момент их приглашают в карету и увозят в Рим.

Папа и кардинал-инквизитор обсуждают участь Галилея. Кардинал требует самых жестких мер. Он говорит о социальной напряженности. Папа категорически против, он защищает Галилея. Тем не менее, Папа не понимает, как можно пользоваться навигационными картами Галилея, если они составлены на основе ереси. Но кардинал сообщает, что всё больше моряков требуют звёздные карты Галилея. Папа наконец соглашается с кардиналом, но приказывает только припугнуть Галилея.

Процесс против Галилея окончен. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса. Ученики отступают от него. Галилей болен, он совсем плохо видит.

22 июня 1633 года Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Земли по требованию инквизиции. Андреа возмущён отступничеством своего учителя.

За сценой читают фрагмент из книги Галилея «Dicorsi». В аллегорической форме говорится о том, что велика цена за великие открытия: «Разве не ясно, что лошадь, упав с высоты в три или четыре локтя, может сломать себе ноги, тогда как для собаки это совершенно безвредно, а кошка без всякого ущерба падает с высоты в восемь или десять локтей, стрекоза - с верхушки башни, а муравей мог бы даже с Луны».

С 1633 по1642 год Галилео Галилей живет в загородном доме вблизи Флоренции, вплоть до своей смерти оставаясь пленником инквизиции.

Вирджиния, убежденная кардиналами, считает участь Галилея счастливой. Она ухаживает за отцом, который почти ослеп. Галилей разбирает какие-то цитаты из священного писания, которые присылают ему из Церкви. Вирджния записывает, не замечая иронии в ответах отца. Они под наблюдением.

Приходит Андреа. Он уезжает в Голландию. Он пришел только потому, что другие учёные попросили его узнать, как здоровье Галилея. Но Галилей ненавязчиво открывает Андреа глаза. Галилей спас себя для науки. Всё это время по ночам он писал свои «Discorsi». Андреа кается в своём отношении к учителю. Галилей отдаёт ему свитки и напутствует Андреа, а вместе с ним - всю науку.

Галилей говорит, что он недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знание от человечества. Наука ради науки - пуста и даже опасна. Цель не оправдывает средства, как он раньше считал. На первом месте - человек, а знания, цивилизация, культура - вторичны.

«Я полагаю, что единственная цель науки - облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть все, что может быть открыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса».

В 1537 году Андреа покидает Италию. На границе его досматривают, но невнимательно: пограничникам лень пересматривать все книги. Во время досмотра мальчики, играющие неподалеку, обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно ли летать по воздуху. Они видят сундучок Андреа, который не заметили пограничники, и сообщают им.

Там ещё книги, но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам: «На палке нельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделать машину. Но такой машины пока не существует. Может быть, ее никогда и не будет, ведь человек слишком тяжел. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще еще очень мало знаем. У нас все впереди!»

Брехт Бертольд

Жизнь Галилея

Бертольд Брехт

Жизнь Галилея

В сотрудничестве с М. Штеффин

Перевод Л. Копелева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Галилео Галилей.

Андреа Сарти.

Госпожа Сарти, экономка Галилея, мать Андреа.

Людовико Марсили, богатый молодой человек.

Приули, куратор университета в Падуе.

Сагредо, друг Галилея.

Вирджиния, дочь Галилея.

Федерцони, шлифовальщик линз, помощник Галилея.

Советники.

Козимо Медичи, великий герцог Флоренции.

Маршал двора.

Математик.

Пожилая придворная дама.

Молодая придворная дама.

Лакей великого герцога.

Две монахини.

Два солдата.

Толстый прелат.

Двое ученых.

Два монаха.

Два астронома.

Очень тощий монах.

Очень старый кардинал.

Патер Кристофер Клавиус, астроном.

Маленький монах

Кардинал-инквизитор.

Кардинал Барберини - он же затем папа Урбан VIII.

Кардинал Беллармин.

Два монаха, писцы.

Две молодые дамы.

Филиппо Муциус, ученый.

Гаффоне, ректор университета в Пизе.

Уличный певец и его жена,

Ванни, владелец литейной.

Чиновник.

Высокопоставленный чиновник.

Некий субъект.

Крестьянин.

Пограничный страж.

Мужчины, женщины, дети.

Галилео Галилей, учитель математики в Падуе, хочет доказать правильность

нового учения Коперника о строении вселенной

В году тысяча шестьсот девятом

Свет истинного знания

Излился на людей,

Из города Падуи, из скромной хижины,

Исчислил Галилео Галилей,

Что движется Земля, а Солнце неподвижно.

Небогатая рабочая комната Галилея в Падуе. Утро. Мальчик Андреа, сын

экономки, приносит Галилею стакан молока и булочку.

Галилей (умывается; обнажен до пояса, фыркает, весел). Поставь молоко на стол, но не тронь там ни одной книги.

Андрея. Мать говорит, что нужно заплатить молочнику, а то он скоро будет описывать круг вокруг нашего дома, господин Галилей.

Галилей. Нужно говорить: "описывать окружность", Андреа.

Андреа. Как вам угодно. Если мы не заплатим, он и опишет окружность вокруг нас, господин Галилей.

Галилей. А вот судебный исполнитель господин Камбионе идет прямо к нам и при этом избирает... какое он избирает расстояние между двумя точками?

Андреа (ухмыляясь). Кратчайшее.

Галилей. Хорошо! У меня есть кое-что для тебя. Погляди там, за звездными таблицами.

Андреа (вытаскивает из-за таблиц большую деревянную модель солнечной системы. Птолемея). Что это такое?

Галилей. Это астролябия - такая штука, которая изображает, как планеты и звезды движутся вокруг Земли. Так думали в старину.

Андреа. Что значит - так думали?

Галилей. Давай исследуем это. Прежде всего опиши, что видишь.

Андреа. Посередине находится маленький шар...

Галилей. Это Земля.

Андреа. А вокруг него, одно над другим, кольца.

Галилей. Сколько их?

Андреа. Восемь.

Галилей. Это кристаллические сферы.

Андреа. На этих кольцах приделаны шары.

Галилей. Это планеты и звезды.

Андреа. Тут полоски, а на них написаны слова.

Галилей. Какие слова?

Андреа. Названия звезд.

Галилей. Например?

Андреа. Самый нижний шар это Луна, тут так и написано. А над ним Солнце.

Галилей. А теперь двигай Солнце.

Андреа (вращает кольца). Красиво получается. Только вот... Мы так закупорены.

Галилей (вытираясь). Да, и я ощутил то же, когда впервые увидел эту штуку. Некоторые чувствуют это. (Бросает Андреа полотенце и подставляет спину, чтобы тот вытер.) Стены, и кольца, и неподвижность! Две тысячи лет кряду люди верили, что и Солнце и все небесные тела вращаются вокруг нашей Земли. Папа, кардиналы, князья, ученые, капитаны, купцы, торговки рыбой и школьники верили, что неподвижно сидят в этом кристаллическом шаре. Но теперь мы выбираемся из него, Андреа. Потому что старые времена миновали и наступило новое время. Вот уже сто лет, как человечество все как будто ждет чего-то.

В городах тесно и в головах тесно. Есть суеверия, есть и чума. Но теперь говорят: есть, но не будет, не останется. Потому что все движется, друг мой.

Мне хочется думать, что началось все с кораблей. С незапамятных времен корабли все ползали вдоль побережий, но внезапно они покинули берега и вышли в открытое море. На нашем старом материке возник слух: где-то есть новые материки. И с тех пор как наши корабли добираются, до них, на всех материках, смеясь, говорят о том, что великий грозный океан - только Маленький водоем. Возникла великая задача, люди хотят понять причины всего, что есть на свете. Почему камень, если его выпустить из рук, падает, а если подбросить - подымется вверх? Каждый день приносит что-нибудь новое. Даже столетние старцы требуют, чтобы юноши кричали им в уши о новых открытиях.

Многое уже открыто, но куда больше осталось такого, что еще можно открыть. Так что и для новых поколений найдется дело.

Еще юношей в Сиене я видел, как двое строителей изменили древний, тысячелетний способ передвижения гранитных глыб; после пятиминутного спора они договорились и стали применять новое, более целесообразное приспособление канатов. Там я понял тогда, что старые времена прошли, что наступает новое время. Скоро человечество полностью изучит свое жилье, ту планету, на которой оно обитает. Написанного в старых книгах уже недостаточно.

И там, где тысячи лет гнездилась вера, теперь гнездится сомнение. Все говорят: да, так написано в книгах, но дайте-ка нам самим поглядеть. С самыми почтенными истинами теперь обращаются запросто; сомневаются в том, в чем прежде никогда не сомневались.

И от этого возник такой сквозняк, что задирает даже расшитые золотом полы княжеских и прелатских одежд. И становятся видны их ноги, жирные или тощие, но такие же, как у нас. А небеса, оказывается, пусты. Поэтому раздается веселый хохот.

Но воды Земли двигают валы новых прядильных станов, на верфях, в канатных и парусных мастерских сотни рук работают по-новому в лад.

Я предвижу, что еще на нашем веку об астрономии будут говорить на рынках. Даже сыновья торговок рыбой будут ходить в школу. И жадным до всего нового людям наших городов придется по душе, что новая астрономия заставила двигаться также и Землю. До сих пор всегда были уверены в том, что небесные тела укреплены на кристаллическом своде и поэтому не падают. А теперь мы набрались смелости и позволяем им свободно парить в пространстве, ничто их не удерживает, и все они движутся по великим путям так же, как и наши корабли. Ничто их не удерживает в стремительном движении.

Что такое нравственная ответственность перед собой и обществом? Известный немецкий драматург Бертольд Брехт, публицист и теоретик искусства, поднял связь личности и общества в своём творчестве. Бертольд Брехт родился в Аугсбурге в 1898 году в семье директора фабрики. В 1917 году Бертольд поступил в университет, год спустя был призван в армию, где прослужил несколько лет в качестве санитара госпиталя. Нашёл и аудиторию слушателей - раненых, перед которыми читал свои стихи. Особой популярностью пользовалась "Легенда о мёртвом солдате", за которую пришедшие в 1933 году к власти фашисты лишили Брехта немецкого гражданства. В 1918 году Бертольд Брехт принял участие в немецкой революции, стал членом Аугсбургского Совета солдатских и рабочих депутатов.

В 20-е - 30-е годы Бертольд Брехт - уже известный автор политических пьес оппозиционного содержания, многие из которых представляли инсценировку известных романов мировой литературы. В театре был поставлен роман М. Горького "Мать" в обработке Бертольда Брехта, а также "Бравый солдат Швейк" Я. Гашека. Под влиянием М. Горького были созданы оригинальные пьесы "Мамаша Кураж и её дети", "Винтовки Терасы Карар", историческая драма "Жизнь Галилея".

С приходом Гитлера к власти Брехт эмигрирует, много лет проводит в изгнании. Живёт попеременно во Франции, Дании, Финляндии, Америке. Отъезд из США на родину в 1947 году был ускорен премьерой драмы "Жизнь Галилея", из-за которой сенатская комиссия начала расследование антиамериканской деятельности драматурга. Брехт неоднократно принимал участие в работе Международных конгрессов писателей в защиту мира. Правдивое слово писателя-антифашиста звучало со многих европейских сцен. После окончания второй мировой войны Бертольд Брехт жил в ГДР, основал театр "Берлинер ансамбль", на сцене которого ставилась немецкая и зарубежная классика, вёл активную борьбу за мир.

Бертольд Брехт создал теорию "эпического театра":

1. Эпическая драма предполагает пробуждение интереса зрителя не к исходу
действия, а к ходу его, так как интерес к развязке всегда усиливает эмоциональное восприятие спектакля, а ИНТЕРЕС К ХОДУ ДЕЙСТВИЯ стимулирует
аналитическую позицию зрителя. Вслед за Шиллером Бертольд Брехт осуждает
произведения, в которых человек становится игрушкой страстей, в то время как природа наделила его мыслью и интеллектом.

2. Один из главных приёмов Бертольда Брехта - эффект "отчуждения". Драматург объясняет это так: "Что такое отчуждение? Произвести отчуждение определенного события или характера - это значит лишить это событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и, напротив, - вызвать по его поводу удивление и любопытство".

3.Актеру не нужно перевоплощаться: он должен суметь вынести справедливый суд своему персонажу. Спектакль нужно ставить так, чтобы он воздействовал не только на чувства, а прежде всего на разум зрителя. Желательно активизировать зрителя, который должен не только оценивать, но и действовать...

4. Предметом драматического конфликта должно быть не столкновение отдельных индивидов (пусть трагически великих Лир, Гамлет), а борьба идеологий, различных социальных систем, классов, морали, взглядов на окружающий мир.

В пьесе "Жизнь Галилея" Бертольд Брехт поднял много важных вопросов: гражданский дух ученого, наука и мораль, соотношение понятий *ученый и подвиг*, моральная ответственность ученого перед обществом за открытия и за их использование миром, наука и власть. В пьесе Бертольда Брехта нет прямолинейных ответов на поставленные вопросы. Бруно, Коперник - ученые-герои, а вот поступок Галилея определить трудно. Был ли Галилео Галилей титаном науки? Своим отречением Галилей выиграл время и написал книгу о механике, но в то же время заставил других ученых повременить со своими открытиями, спрятать результаты исследований под сукно. Была ли это капитуляция истины перед властью?! Сам Галилео, потерявший зрение из-за тайной научной работы в лунные ночи, осуждает себя резко и не позволяет пожать руку Андреа Сарти, не принимая его прощения. Объективно же оценивая обстоятельства, в пьесе перед зрителем проясняется такая истина: ученый, оказавшийся бессильным перед лицом церковной реакции, отступил, чтобы найти другой путь войны с инквизицией. Подвиг Галилео Галилея велик, а сама жизнь его - страшный пример всевластия Ватикана. Примечателен тот факт, что драматург, десятилетия спустя после первых постановок пьесы, убрал известный зрителям и читателям финал, чтобы они сами определили историческое значение поступка Галилео Галилея...

Материалы:

1. Затонский Д. Споры о реализме Бертольда Брехта // Затонский Д. Зеркала
искусства: Статьи о современной зарубежной литературе.-М.:Сов. писатель, 1975.

2. Днепров В. Реализм и мораль Б Брехта // Днепров В. Идеи времени и формы
времени. - Л.: Сов. писатель, 1980.

3. Оклянский Ю. М. Осторожная мудрость Галилея: Историческое и биографическое в пьесе Б. Брехта "Жизнь Галилея" // Оклянский Ю.М. Биография и творчество: Портреты. Встречи. Рассказы литературоведа, - М.:
1986.

4. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт: Путь и метод. - М.: Наука, 1965.

5. Статьи литературоведов: Е.А. Быковой, Л.К. Оляндэр, Л.П. Смольяновой,

Действующие лица
Галилео Галилей.
Андреа Сарти.
Госпожа Сарти - экономка Галилея, мать Андреа.
Людовико Марсили - богатый молодой человек.
Приули - куратор университета в Падуе.
Сагредо - друг Галилея.
Вирджиния - дочь Галилея.
Козимо Медичи - великий герцог Флоренции.
Патер Кристофер Клавиус - астроном.
Теолог, Философ, Математик и др.

Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, будущему ученику, на простых примерах коперниканскую модель солнечной системы. Галилей говорит о том, что наступает время нового знания, время пересмотра всех прежних истин и рождения новых.

Птолемеевская система рассматривала землю неподвижной, надежной опорой. Сейчас всё не так, оказывается, что нет никаких опор - всё подвижно.

Мальчик не сразу верит Галилею, поскольку придерживается наивной картины мира (ведь земля-то плоская, а не круглая). Тем не менее, Андреа ради шутки повторяет «ересь» в школе. Этим недовольна его мать, экономка Галилея - госпожа Сарти. Она удивилась, когда узнала, что Галилей действительно разделяет эти идеи (она считала это выдумками сына). Но её больше интересует то, что Галилей не платит молочнику, что у них долги.

Галилей доказывает Андреа, что его взгляд наивен. Земля может быть подвижна, и мы можем при этом оставаться на ногах (втыкает в яблоко щепку, крутит его и говорит, что верх щепки всегда выше её низа, как ни поворачивай яблоко). Галилей рассуждает о новом в науке. Он сравнивает исследователей с мореплавателями: раньше они ходили только вдоль побережий, теперь направляют корабли в открытое море.

NB. Образ кораблей, уходящих в открытое море, как символ познания, - сквозной, будет встречаться и дальше.

Андреа говорит, что к Галилею хочет прийти учиться молодой богатый Людовико Марсили. Галилей видит, что для Людовико наука - лишь модное увлечение. Людовико говорит, что наука предлагает много диковинок. Он видел в Голландии некое устройство, в котором 2 линзы: двояковогнутая и двояковыпуклая. К удивлению Людовико, это устройство увеличивает предметы. Галилей отсылает Людовико, а сам о чём-то задумывается.

Приходит Куратор Приули из университета. Галилео хочет надбавки в жаловании. Но Куратор говорит, что математика, которую преподаёт Галилео, - это лишь забава для тех, кто её финансирует. Надо радовать тому, что есть. Куратор и Галилей спорят: Куратор говорит о том, что в Венеции науку не преследует инквизиция (Джордано Бруно выдали как не венецианца), есть возможность свободно творить, а во Флоренции и вообще по всей Европе платят больше, но преследуют.

Галилео говорит, что без денег наука тоже не может развиваться, и что мало хорошего в такой свободе. Куратор говорит, что если бы Галилей изобрел что-нибудь, то наверняка получил бы надбавку. Он вспоминает разные полезные вещи, которые Галилей придумывал.

Галилей работает над подзорной трубой. Он говорит с Андреа. Тот уже в восторге от открытия Галилея, но ученый предостерегает мальчика: это лишь гипотеза, проверить никто пока не может. Галилей показывает трубу мальчику, и говорит: «Это принесет нам пятьсот скуди».

Проходит презентация подзорной трубы. Все в восторге. Галилей получает прибавку в жаловании. Но он погружен в свои мысли.

Любое научное открытие имеет «двойной» смысл. Для непосвященных это лишь подзорная труба, практическая польза. Людовико уже начал понимать, что Галилей просто надул всех: такие трубы уже продаются по всей Европе. Но только сам Галилей осознал, что он придумал совершенно новое применение этой трубе. А на своей афере просто заработал денег на исследование. Действительно, практическая польза - но не та, которой радуются правители города и военные.

10 января 1610 года Галилей и Сагредо наблюдают Луну. Они видят рельеф, видят, что Луна не излучает свет. Галилей говорит, что Луна для Земли - то же, что Земля для Луны. Это противоречит стройной иерархичной системе небесных сфер Аристотеля. «Сегодня человечество заносит в летописи: небо отменено». Сагредо страшно: Джордано Бруно сожгли за это.

Приходит Куратор, ругается, что Галилей опозорил его в истории с трубой. Галилей говорит, что выиграл время и деньги на новые исследования. Цель оправдывает средства - главный девиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить навигационные карты звездного неба для моряков, а это очень поможет Венеции. Куратор не хочет больше ничего слушать.

Галилео и Сагредо наблюдают спутники Юпитера. Они убеждаются, что вокруг Юпитера движутся 4 спутника и делают вывод, что кристаллической сферы, к которой прикреплен Юпитер, не существует. Всё это подтверждает гипотезу Коперника. Галилей в восторге. Он хочет рассказать о новой истине людям. Сагредо предостерегает его: люди не поймут. Но Галилей считает, что свойство истины - простота и понятность.

Утром приходит Вирджиния. Галилей уже составил письмо герцогу Флоренции - Козимо Медичи. Он называет спутники Юпитера именами Медичи.

Галилей и Андреа Сарти переезжают в Флоренцию и поселяются во дворце Медичи. Герцог Козимо такого же возраста, как и Андреа. Андреа показывает Козимо коперниканскую модель солнечной системы, Козимо предпочитает птолемеевскую. Они дерутся, птолемеевская модель ломается. В этот момент входят Галилей, Математик, Философ и свита Козимо. Математик и Философ не хотят вести наблюдения, прежде чем не обсудят, возможны ли в принципе те явления, о которых говорит Галилей. Они противоречат Аристотелю.

Брехт иронично показывает шаблонность схоластического мышления профессоров через их речь. Математик и Философ остаются на своём. Галилей не достиг своей цели. Его наблюдения отправляют на проверку самому главному астроному Ватикана - Кристоферу Клавиусу.

Во Флоренции чума, но Галилей продолжает свои исследования. Галилей не хочет покидать свои записи и книги, он остаётся. С ним остаётся госпожа Сарти.

Кварталы оцепляют. Еду и воду подают Галилею на шестах. Госпожа Сарти заболевает, её забирают. Позже она умрет. Возвращается Андреа - он спрыгнул с кареты, чтобы остаться с Галилеем. Галилей сочувствует мальчику, его даже мучает совесть (если бы он уехал, то и мать Андреа осталась бы в живых). Галилей продолжает работать.

1616 год. «Коллегиум Романум» - исследовательский институт Ватикана - подтверждает открытие Галилея.

Пока ждут решения Клавиуса, монахи обсуждают ужасные последствия, в случае если коперниканская система окажется доказанной. Один их них говорит: «А теперь, по-ихнему, и Земля - это звезда. Нет ничего, кроме звезд! Мы еще доживем до того, что они скажут: нет различия между человеком и животным, человек тоже только животное; нет ничего, кроме животных!»

Кардинал говорит, что человек - венец творения, центр вселенной, и поэтому Земля - тоже центр. Клавиус тем временем подтверждает правоту Галилея. Об этом шепотом сообщает один из монахов.

Кардиналы Барберини и Беллармин пытаются убедить Галилея отказаться от своей теории. Они намекают на социальное значение его открытий. Церковь, Писание - всё это вносит смысл в жизни людей, особенно простонародья, а Галилей подвергает сомнению прочную картину мира. Кардиналы предлагают Галилею оставаться в рамках математики и использовать свои наблюдения лишь для вычислений, лишь как математическую гипотезу, модель. Никто не запрещает вести исследовать, но познать до конца - нельзя. Галилея это не устраивает.

Кардинал-инквизитор говорит с Вирджинией, намекая ей на двусмысленность положения отца.

Дворец флорентийского посла в Риме. Галилей беседует с маленьким монахом, тем самым, который после заседания «Коллегиума» шепотом сообщил ему мнение папского астронома.

Маленький монах говорит о своих родителях в Кампаньи. Они трудятся из последних сил, страдают в нищете. И что будет с такими людьми, когда выяснится, что тот смысл, который они видели в своих страданиях, - всего лишь игра богословов, а не истина? Маленький монах предостерегает Галилея. Но Галилей не хочет соглашаться с этим: наука откроет глаза всем людям. Прикладные изобретения, которые улучшат жизнь, упростят труд - бессмысленны, когда простой человек невежествен.

Галилей всё более наполняет свою риторику социальным смыслом: освобождение от рабства, угнетателей. Маленький монах явно симпатизирует Галилею, ведущему почти революционную проповедь, и в конце концов отвлекается на его книги, просит пояснить что-то. Галилей иронично восклицает: «Яблоко с древа познания! Он уже вгрызается в него». Монах становится учеником.

Галилей 8 лет не мог вести исследования в любимой сфере. Он и все его ученики заняты механикой. Но вот он узнаёт, что учёный-кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII. Галилей снова возвращается к астрономии. Ему пишут со всей Европы, спрашивая о солнечных пятнах. Он не мог заниматься ими, поскольку это была очередная «запретная тема».

Именно в этот момент появляется Людовико. Он так и не женился на Вирджинии из-за неблагонадежности будущего тестя. Он льстит Галилею, говорит о том, что Галилей наконец-то вернулся в лоно благоразумных исследований. Он-то и сообщает о новом Папе. Как раз в этот момент Галилей заявляет, что возвращается к своим исследованиям. Причем будет вести их на родном языке, а не на латыни, чтобы их поняли все. Галилей не может понять, как связана наука с его дочерью, но Людовико аристократ и не может жениться на дочери еретика. Галилею всё равно.

В течение последующего десятилетия учение Галилея широко распространяется в народе. Памфлетисты и уличные певцы подхватывают новые идеи. В карнавальную ночь 1632 года во многих городах в оформлении карнавальных шествий многих гильдий используются астрономические темы.

Люди поют частушки, в которых осмеивают церковь, старые порядки, в том числе и социальные. Галилей провозглашается разрушителем католицизма, героем. Нарастает напряженность.

1633 год. Галилей и его дочь ожидают приема у великого герцога. Из-за напряжённой работы Галилей теряет зрение. Вирджиния предостерегает отца от происков инквизиции. Приходит Ванни - крупный делец. Он говорит о том, что в Европе уже давно другие порядки, что всё купечество на стороне Галилея и против церкви. Он предостерегает Галилея: герцог не друг ему. Ванни предлагает Галилею скрыться. Но Галилей против: он слишком любит комфорт.

Козимо действительно не помогает Галилею. Галилей говорит дочери, что уже подготовил побег. Но как раз в этот момент их приглашают в карету и увозят в Рим.

Папа и кардинал-инквизитор обсуждают участь Галилея. Кардинал требует самых жестких мер. Он говорит о социальной напряженности. Папа категорически против, он защищает Галилея. Тем не менее, Папа не понимает, как можно пользоваться навигационными картами Галилея, если они составлены на основе ереси. Но кардинал сообщает, что всё больше моряков требуют звёздные карты Галилея. Папа наконец соглашается с кардиналом, но приказывает только припугнуть Галилея.

Процесс против Галилея окончен. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса. Ученики отступают от него. Галилей болен, он совсем плохо видит.

22 июня 1633 года Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Земли по требованию инквизиции. Андреа возмущён отступничеством своего учителя.

За сценой читают фрагмент из книги Галилея «Dicorsi». В аллегорической форме говорится о том, что велика цена за великие открытия: «Разве не ясно, что лошадь, упав с высоты в три или четыре локтя, может сломать себе ноги, тогда как для собаки это совершенно безвредно, а кошка без всякого ущерба падает с высоты в восемь или десять локтей, стрекоза - с верхушки башни, а муравей мог бы даже с Луны».

С 1633 по1642 год Галилео Галилей живет в загородном доме вблизи Флоренции, вплоть до своей смерти оставаясь пленником инквизиции.

Вирджиния, убежденная кардиналами, считает участь Галилея счастливой. Она ухаживает за отцом, который почти ослеп. Галилей разбирает какие-то цитаты из священного писания, которые присылают ему из Церкви. Вирджния записывает, не замечая иронии в ответах отца. Они под наблюдением.

Приходит Андреа. Он уезжает в Голландию. Он пришел только потому, что другие учёные попросили его узнать, как здоровье Галилея. Но Галилей ненавязчиво открывает Андреа глаза. Галилей спас себя для науки. Всё это время по ночам он писал свои «Discorsi». Андреа кается в своём отношении к учителю. Галилей отдаёт ему свитки и напутствует Андреа, а вместе с ним - всю науку.

Галилей говорит, что он недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знание от человечества. Наука ради науки - пуста и даже опасна. Цель не оправдывает средства, как он раньше считал. На первом месте - человек, а знания, цивилизация, культура - вторичны.

«Я полагаю, что единственная цель науки - облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть все, что может быть открыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса».

В 1537 году Андреа покидает Италию. На границе его досматривают, но невнимательно: пограничникам лень пересматривать все книги. Во время досмотра мальчики, играющие неподалеку, обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно ли летать по воздуху. Они видят сундучок Андреа, который не заметили пограничники, и сообщают им.

Там ещё книги, но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам: «На палке нельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделать машину. Но такой машины пока не существует. Может быть, ее никогда и не будет, ведь человек слишком тяжел. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще еще очень мало знаем. У нас все впереди!»