«Балтика»: удивительный ледокол, который ходит боком. Уникальный ледокол «Балтика» прошёл испытания в Арктике (видео) Асимметричный ледокол

Корабелы любят порассуждать о том, что их область машиностроения одна из самых консервативных. Однако со стороны все кажется наоборот — каких только кораблей не бывает: катамараны, тримараны, на подводных крыльях, на воздушной подушке, с парусным вооружением, с навесными двигателями. Даже экранопланы, и те относятся к кораблям. Поэтому слова директора по продажам финской компании Aker Arctic Арто Уускаллио о том, что в судостроении исповедуется консервативное мышление и трудно доказать преимущества инновационного подхода, не вызвали в нас должного отклика.

Правда, говорил Арто не просто о кораблях, а о ледоколах, необычных судах, у которых многое не так, как у собратьев. Например, они одинаково хорошо ходят как носом, так и кормой вперед, причем самые мощные льды проходят как раз кормой. В мире всего две компании с мощной исследовательской базой, которые придумывают и разрабатывают новые ледокольные концепции: питерский «Крыловский государственный научный центр» и финская компания Aker Arctic. Но именно у финнов в 1996 году возникла идея нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед, а также под углом к диаметральной плоскости. Идея была протестирована с помощью обычного ледокола, который тянули лагом. Результаты испытаний оказались положительными, и в конце 1996 года была разработана новая треугольная форма корпуса. А в 1997 году идея ледокола, оперирующего под углом, выиграла приз за инновацию от норвежского гиганта Kvaerner, который, кстати, делал морскую платформу для космического проекта «Морской старт».

Треугольный ледокол

Однако проект встал — заказов на треугольный ледокол не было. Скандинавы доработали идею: в 2002 году они решили применить асимметричную форму корпуса не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения аварийно-спасательных операций на море. Для ломки льда был приспособлен левый выпуклый борт, плоский правый предназначался для сбора нефти. Новому ледоколу не имело значения, в какую сторону плыть, — для него были спроектированы три асимметрично расположенные поворотные винторулевые колонки, одна из которых располагалась в носу. Получилось многофункциональное аварийно-спасательное ледокольное судно, но и оно было никому не нужно.

Но тут, на счастье финнов, начали обостряться наши отношения с Прибалтикой, и российским правительством было принято решение о перенаправлении грузопотоков из прибалтийских портов в российские — в частности, в Приморск — самый современный на Балтике морской торговый порт, способный принимать суда водоизмещением до 150 000 т с максимальной осадкой, которые могут заходить из океана в Балтийское море. (Ввиду ограниченных глубин в Датских проливах супертанкеры не могут заходить в Балтику.) Этот вариант хорош всем, за исключением одного: Приморск располагается значительно севернее прибалтийских портов, и его акваторию необходимо в зимнее время расчищать ото льда. При ледовой проводке танкеров в порт нужен канал шириной порядка 50 м, для чего требуется два традиционных ледокола. Тут-то и пригодилась финская идея — несимметричный ледокол мог прокладывать каналы шириной 50 м за один проход, двигаясь «бортом вперед». В октябре 2011 года между Агентством морского и речного транспорта России, калининградским Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» и финской Arctech Helsinki Shipyard был подписан контракт, а весной 2014 года на воду спущен первый в мире асимметричный ледокол, получивший название «Балтика».


На все руки мастер

«Балтика» не специализированный ледокол, а многофункциональное судно, способное и пожар тушить, и нефть собирать после аварийных разливов, спасать и людей, и корабли. На судне имеется штатная встроенная система щеточных коллекторов, при помощи которых нефть отделяется от воды. Вертикальный борт судна работает в качестве очищающего шлагбаума, который направляет нефтесодержащие воды на судно через лацпорт. Нефть собирают в сборные танки, а очищенные воды откачивают обратно в море. На судне есть вертолетная площадка для эвакуационных работ, оборудование для тушения пожаров и буксировки. Благодаря трем поворотным винторулевым колонкам «Балтика» обладает уникальной маневренностью и в качестве портового буксира может дать сто очков вперед традиционным буксирам. Ну а лед в портовой акватории она очищает не хуже заправского дворника. Как говорит Игорь Зубаков, руководящий проектом строительства «Балтики» на заводе «Янтарь», судно способно двигаться как угодно: вперед, назад, лагом под углом 90°. Испытания показали, что наиболее оптимален вариант, когда «Балтика» разворачивает корпус под 30−40° от курса и движется кормой вперед. На тонком льду, до полуметра, судно спокойно разворачивается на месте и ломает лед носом. Как говорит Игорь Зубаков, асимметричный корпус значительно расширил его возможности. Например, судно способно развернуться на месте, хотя «по классике» ледоколы разворачиваются «звездой».

По сути, семимегаваттная «Балтика», спроектированная под Балтийское море, оказалась пробным шаром нового дизайна ледокола. И довольно удачным. Сейчас компания Aker Arctic активно предлагает потенциальным заказчикам несимметричный мощный 25-мегаваттный ледокол уже для работы в Арктике. Вполне возможно, что и он получит прописку в нашей стране. Таких мощных льдов, как у нас, еще поискать надо.

Уникальное аварийно-спасательное судно "Балтика" завершило испытания в Арктике и пришло в Мурманск. Первый в мире асимметричный ледокол способен тушить пожары, собирать разлившуюся нефть и освобождать из ледового плена корабли. Впереди у "Балтики" - совместные российско-норвежские учения.

Первое настоящее крещение льдом Балтика прошла в Арктике. В Карском море еще раз проверили возможности новейшего спасательного судна. Результат превзошел все самые смелые ожидания.

Многофункциональное аварийно-спасательное судно "Балтика" прозвали кривым кораблем. Один борт прямой, другой выпуклый. Нестандартный корпус - это не брак, а как раз его главное преимущество. Благодаря асимметричной особенности конструкции "Балтика" может двигаться и вперед, и назад, и даже боком.

Как это происходит, можно хорошо рассмотреть сверху. Судно прокладывает канал в два с половиной раза больше, чем собственная ширина. Раньше пробивать такие размеры могли только два ледокола.

"Использовался косой ход во льдах. Тоже показали лучшие результаты. При ширине судна 20 метров способен делать канал шириной 50 метров", - пояснил капитан МФУСС "Балтика" Сергей Глибин.

Универсальный морской спасатель может тушить пожары, собирать с поверхности воды нефть. Он способен освобождать застрявшие во льдах корабли. Не страшен для "Балтики" и шторм. Если понадобится, то судно готово спасать людей даже при сильном волнении в море - все предусмотрено для экстренной помощи. Есть вертолетная площадка и шлюпки.

"По своим скоростным, своим ледокольным качествам вполне надежный ледокол. Достоин работать в тех широтах, где мы были", - отмечает старший механик МФУСС "Балтика" Николай Дьяков.

Первое инновационное судно усиленного ледового класса результат совместных усилий корабелов Калининграда и Хельсинки. И в России, и в Финляндии этим проектом гордятся. Ничего подобного в мире еще не делали.

Здесь даже капитанский мостик не один, а сразу два. Впрочем, оба рабочих места одинаково удобны. На дополнительное рабочее место можно перейти, если судно идет косым ходом. Отсюда капитан гораздо лучше оценит ледовую обстановку.

А в случае необходимости "Балтика" может идти и без участия человека. Поможет умная электроника и абсолютно автономные системы управления. Маневренность судна обеспечивают мощные винты, которые двигаются по команде миниатюрных джойстиков.

"У него не как раньше на судах были гребные валы, у него три винторулевых колонки. Две на корме, одна в носу", - рассказывает об особенностях конструкции судна первый заместитель руководителя морской спасательной службы "Росморречфлота" Дмитрий Смирнов.

Вначале июня судно отправится на совместные российско-норвежские учения.

Пока же "Балтика" пришвартовалась рядом с первым советским атомным ледоколом "Ленин", который давно превратился в музей. С палубы легендарного прошлого открывается хороший вид на подающее большие надежды настоящее.

РИГА, 28 дек — Sputnik. Новаторство коснулось, казалось, одной из самых консервативных областей промышленности — судостроения. И не просто судостроения, а строительства ледоколов, пишет журнал "Популярная механика" .

В 1996 году финская компания Aker Arctic начала разрабатывать проект принципиально нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед и, кроме того, еще и под углом к диаметральной поверхности. Испытания проводились на обычном ледоколе, который тянули лагом. Результаты оказались положительными, и компания разработала ледокол с асимметричным корпусом.

Другие так не могут

Когда российское правительство решило из балтийских портов в российские, проектом заинтересовалось Агентство морского и речного транспорта России.

Дело в том, что Приморск находится значительно севернее балтийских портов, и в зимнее время его акватория нуждается в расчистке ото льда. Для проводки крупнотоннажных судов требуется коридор шириной 50 метров, обычный ледокол с такой задачей не справляется, и приходится использовать две единицы техники.

Тут и нашлось применение асимметричному ледоколу: двигаясь боком, он проделывает коридор нужной ширины.

В октябре 2011 года Агентство морского и речного транспорта России, калининградский и финский Arctech Helsinki Shipyard подписали контракт, а весной 2014 года на воду был спущен первый в мире асимметричный ледокол, получивший название "Балтика".

Одна из особенностей судна — три асимметрично расположенные поворотные винторулевые колонки (устройства, в которых винт поворачивается на 360 градусов, то есть управление кораблем происходит не за счет рулей, а за счет винтов), одна из которых располагается в носу.

За счет этого ледокол с легкостью может плыть не только вперед и назад, но также боком и наискосок. В результате "Балтика", ширина которой 20,5 м, проделывает пятидесятиметровый канал во льдах без посторонней помощи.

Уникальный и многофункциональный

"Балтика" — это не просто ледокол, а многофункциональное аварийно-спасательное судно.

Его можно применять не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения . Левый выпуклый борт предназначен для ломки льда, плоский правый приспособлен для сбора нефти.

Причем сбор нефти можно производить прямо на ходу, благодаря тому, что в борту предусмотрен специальный люк — лацпорт, через который загрязненная вода поступает в отсек, где нефть отделяется от воды с помощью штатной встроенной системы щеточных коллекторов. Нефть собирают в резервуары на судне, а очищенную воду откачивают обратно в море.

Благодаря винторулевым колонкам "Балтика" обладает уникальной маневренностью и в качестве портового буксира значительно превосходит традиционные суда.

На судне есть вертолетная площадка для эвакуационных работ, оборудование для тушения пожаров и буксировки.

Семимегаваттная "Балтика" стала первой в новом поколении ледоколов. В апреле прошлого года она прошла испытания в Карском море, где без труда справлялась с полутораметровыми льдами прямым ходом.

Сейчас финская компания-производитель предлагает 25-мегаваттный ледокол, предназначенный для работ в Арктике.

Инновационное судно-ледокол “Балтика” готово к передаче аварийно-спасательному флоту России

Напомним, церемония спуска на воду “Балтики” состоялась 12 декабря 2013 года. Аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт строилось на ОАО “Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь” (изготовление блоков корпуса, окраска), в качестве субподрядчика выступила верфь Arctech Helsinki Shipyard Inc. (формирование корпуса, достроечные работы, испытания). Разработчик технического проекта (Р-70202) – Aker Arctic Technology (Хельсинки, Финляндия). Судно предназначено для выполнения широкого спектра аварийно-спасательных операций как на чистой воде, так и в ледовых условиях, включая ликвидацию аварийных разливов нефти.

“Балтика” этой весной поступит в распоряжение Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы РФ.

Аналогов таких судов в мире не существует. Дело в том, что у “Балтики” есть сразу несколько назначений – спасение, прорубание каналов во льдах и сбор разлившейся нефти. У “Балтики” два двигателя в корме и один на носу, они поворачиваются на 360 градусов, что позволяет судну плыть практически в любом направлении. Также на “Балтике” имеется вертолетная площадка и буксирная лебедка, оно может работать в пятибалльный шторм, с водолазами и подводными аппаратами, в том числе при обследовании подводных трубопроводов.

По словам исполнительного директора Archtech Helsinki Shipyard Эско Мустамяки, в ходе испытаний в море судно подтвердило свой заявленный функционал – маневренность, возможность двигаться и рубить лед боком, а также новый тип системы по сбору разлившейся нефти. “Мы чрезвычайно довольны этими свойствами и уверены в том, что “Балтика” поможет сделать более безопасными морские перевозки в Финском заливе”, – подчеркнул он.

Видео о ледоколе “Балтика”

Ранее глава Росморречфлота Александр Давыденко сообщал журналистам, что всего таких судов сейчас строится четыре. “Балтика” стала первым спущенным на воду. “Оно будет работать на Балтике, – сказал А. Давыденко. – Второе такое судно будет использоваться в Арктике, еще два других – на Дальнем Востоке и на Черном море. Таким образом, мы потребность России в такого рода судах полностью удовлетворим”.